Время новостей
     N°80, 13 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.05.2010
Танцы без передышки
От классики до балетной клоунады
Последние две недели весны в Москве нашпигованы балетными и танцевальными событиями так, словно господа артисты и продюсеры решили выполнить полугодовую норму по спектаклям, а потом срочно уехать куда-нибудь отдыхать. Практически одновременно в столице произойдут важнейший фест современного танца, главный фест танца классического, крупнейший фест фламенко и дуэль двух ведущих балерин страны. Ну и еще полдюжины событий помельче.

Любители классики не смогут пропустить два вечера фестиваля мирового балета «Бенуа де ла данс» -- концерт номинантов, что случится 18 мая, и концерт лауреатов прошлых лет (19 мая). Причуды положения о призе (где жюри само называет номинантов и потом само выбирает из них лауреатов) после стольких лет уже, в сущности, никого не волнуют -- важно то, что «Бенуа» регулярно привозит в Москву звезд первой величины, не забывая про первый классический театр мира (Парижская опера) и первый театр авторский (Гамбургский балет). И в этот раз посланцы двух знаменитых трупп появятся в столице. Парижане (Мануэль Легри и Хосе Мартинес), правда, только на концерте лауреатов, гамбуржцы же одарят своим присутствием и вечер номинантов (там будут Элен Буше, Тьяго Борден и Отто Бубеничек), и лауреатский концерт (Сильвия Аццони и Александр Рябко).

Только отгромыхают аплодисменты в Большом, на следующий день толпы балетоманов отправятся в Кремль: 20 мая Светлана Захарова устраивает там свой вечер «Я танцевать хочу!». В программе кроме «Дон Кихота» и «Умирающего лебедя» фирменные номера балерины (Black и Revelations), а также премьера специально для нее поставленного номера Начо Дуато. Ровно через день после этого концерта свой вечер в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко устраивает Ульяна Лопаткина: две звезды будто объявляют поединок за внимание публики. Забавно, что дата концерта Захаровой была объявлена ровно через месяц после того, как афиши Лопаткиной появились в городе... На афишах этих имя не только петербургской примы, но и хореографа Ханса ван Манена: неоклассик ХХ века мало известен в России, в Европе же давно причислен к сонму великих. Лопаткина собирается познакомить Москву с пятью его сочинениями. Чтобы взглянуть на них могло побольше публики, вечер пройдет два раза -- 22 и 23 мая.

При этом 22-го часть любителей танца может отправиться в «Новую оперу» -- там труппа Бориса Эйфмана будет танцевать «Чайку». Это не просто гастроль -- вечер устраивает благотворительный фонд «Созидание», заботящийся о детях из детских домов, и билеты недешевы. Но вряд ли все поклонники хореографа посмотрели его версию чеховской пьесы два года назад, когда он привозил спектакль в Москву, -- и многие из них готовы дорого платить за свою любовь к искусству.

Современный танец также заставит своих сторонников ходить в театры и в концертные залы как на работу. Во-первых (и в-главных), грядет фестиваль Intradance. Прошлым летом руководители иностранных культурных центров в России объявили конкурсы среди отечественных трупп, желающих принять на постановку хореографа из Европы, и среди иноземных хореографов, желающих поставить что-нибудь в России. Из массы желающих (работу оплачивает Евросоюз) выбрали семь творцов и семь театров; затем скрестили их произвольным образом. В течение сезона в стране (в Костроме и Кирове, в Екатеринбурге и Питере) проходили премьеры, и теперь все семь спектаклей покажут с 20 по 23 мая на сценах «Актового зала» и «Мастерской Петра Фоменко».

Но «большой сбор» не означает, что «Актовый зал» прекращает свою будничную работу. 15 и 16 мая в нем танцуют норвежцы (танцевальный проект Winter guests), а 26 мая испанский театр танца Konic Thtr. А в Зверевском центре современного искусства 16, 18 и 19 мая произойдет любопытнейший проект на грани жанров -- Анна Коблова расскажет свою версию «Школы для дураков». Одна из самых занятных танцовщиц Большого, нерачительно мало используемая главным театром страны, заботится о своем репертуаре сама и выбирает за основу повесть Саши Соколова. Поставленный ею для себя спектакль называется «Нимфея» -- как первая глава повести.

Май не забудет и любителей фламенко -- самый мощный фестиваль любителей этого искусства пройдет с 13 по 15 мая в Молодежном театре. По утрам сцену заполнят новички, дни принадлежат фанатам со стажем, вечера же -- ветеранам и природным испанцам, приехавшим показать свое мастерство восторженным поклонникам. И наконец, когда все -- и «классики», и «современники» -- решат, что уже сил нет смотреть на сцену и отправятся в кино или на шашлыки, Международный дом музыки позовет на представление самой трогательной и самой смешной труппы страны. На один вечер 29 мая в Москву приедет Санкт-Петербургский мужской балет под руководством Валерия Михайловского -- компания упертых виртуозов, печальных умников и гомерически смешных клоунов. Одетые в пачки и вставшие на пуанты танцовщики вызывают не только смех (на который и работают, который и ценят), но и восхищение уровнем технического мастерства. После всех великих майских концертов и сражений балерин к просмотру рекомендуется как противоядие.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец