|
|
N°79, 12 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путевка в Канн
Сегодня открывается кинофестиваль во Франции
В этом году в главном конкурсе главного кинофестиваля мира 19 работ. Последний участник -- «Ирландский маршрут» британского классика Кена Лоуча, который уже стал лауреатом Канна за «Ветер, что колышет вереск» четыре года назад, -- был объявлен за три дня до открытия. Напомним, что за «Золотую пальмовую ветвь» будет бороться в этом году и Никита Михалков с «Утомленными солнцем 2». В прессе уже была информация о том, что в Канн привезут сокращенную на час версию. Но в итоге картина сокращена всего на 20 минут, все сцены остались на своих местах и разве что немного подрезаны монтажными ножницами. Единственное заметное изменение -- снят акцент на железной (в прямом, а не в переносном смысле) руке комдива Котова.
Основное содержание конкурса, как обычно, работы проверенных классиков, так называемая каннская номенклатура, на засилье которой довольно часто сетуют критики. В ответ на упреки организаторы резонно заявляют о том, что если в программе не будет нового фильма Квентина Тарантино, Педро Альмодовара или Вима Вендерса, то их просто не поймут. На этот раз организаторов точно поймут, но вот похвалят ли, еще вопрос. Так или иначе, из громких имен в Канне соревнуются в этом году Майкл Ли («Еще один год»), Алехандро Гонсалес Иньярриту («Красата» -- с намеренной ошибкой), Аббас Киаростами («Заверенная копия»), Такеши Китано («Гнев»), Апичатпонг Верасетакул («Дядюшка Бунми, помнящий свои предыдущие воплощения») и Ли Чан Дон («Поэзия»). И это не говоря уже о внеконкурсных Вуди Аллене, Отаре Иоселиани и Ридли Скотте, «Робин Гуд» которого и будет показан на открытии.
Вторая конкурсная программа «Особый взгляд» обещает быть в этом году едва ли не интереснее первой. Во всяком случае, «Социализм» Жан-Люка Годара, «Чат» Хидео Накаты и «Воображаемые любови» канадского вундеркинда Ксавье Долана -- это фильмы, которые никто пропускать не собирается. А самым ожидаемым для самых истовых поклонников искусства кино станет, наверное, «Аврора» Кристи Пуйу, который пять лет назад поразил Канн почти документальным репортажем из румынского и общечеловеческого ада («Смерть господина Лазареску»). В своей новой работе Пуйу, кстати, сыграл главную роль.
Но что бы ни говорили о каннской номенклатуре, новичок также может рассчитывать на место под солнцем. Если воспользоваться спортивной метафорой, каждый год каннские организаторы выдают на участие в конкурсе wild card. Совсем недавно такое приглашение получил дебютант Кристи Мунджу («4 недели, 3 месяца и 2 дня»), после победы которого в 2007 году все заговорили о "румынской новой волне". В этом году приглашение без очереди выдано Сергею Лознице, украинскому документалисту, родившемуся в Белоруссии, живущему в Германии и снявшему фильм на украинско-голландско-немецкие деньги. И пусть в создании его игрового дебюта «Счастье мое» Россия никак не поучаствовала, болеть мы будем за него.
Алексей МЕДВЕДЕВ