Время новостей
     N°79, 12 мая 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.05.2010
Стол спецзаказов
Правительству предлагают определять инновационность в ручном режиме
Министерство экономического развития предлагает разрешить при государственных и муниципальных закупках технически сложной, инновационной и уникальной продукции использовать особые процедуры проведения торгов, где ценовой критерий будет играть отнюдь не главенствующую роль. Однако в каждом таком случае заказчикам придется обращаться в Минэкономики для разработки особого механизма закупок, который будет с обязательного согласия Министерства финансов и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) утверждаться на уровне правительства. Перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика, который хотели бы максимально расширить многие противники действующего закона «О госзакупках», дополнен пока только одной позицией: это можно будет делать при подписке на периодические издания.

Проект поправок к закону №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» появился на сайте Минэкономики перед майскими праздниками. Авторы законопроекта, в частности, предлагают дополнить закон двумя новыми статьями.

Одной из них правительству дается право проводить конкурсы по закупкам товаров и услуг на особых условиях, отличных от предусмотренных в законе №94-ФЗ стандартных критериев определения победителя. По каждому такому случаю предполагается принимать специальное решение правительства или его президиума. За разработкой проекта соответствующего нормативного акта, подробно описывающего особую процедуру проведения торгов, заказчику предлагается обращаться в Минэкономики, которое перед внесением документа в правительство в обязательном порядке обязано получить одобрение Минфина и ФАС. Задача обоснования невозможности применения стандартных процедур закона №94-ФЗ, а также необходимость именно предложенного особого варианта проведения торгов возлагаются на заказчика. Даже если некоторые модели спецзакупок будут признаны типовыми, утверждать решения по каждому конкретному заказу все равно нужно будет на уровне кабинета министров. Срок действия таких решений ограничен двумя годами.

Противники закона «О госзакупках» давно добиваются введения предквалификационных процедур потенциальных участников торгов для нужд государственных и муниципальных организаций. Они критикуют 94-ФЗ за то, что тот при определении победителя заставляет ориентироваться главным образом на цену: чем ниже цена товара или услуги, тем выгоднее для бюджета. При этом качество продукции (или услуги) в расчет не берется. В результате торги зачастую выигрывают недобросовестные поставщики, предлагающие товары или услуги ненадлежащего качества по бросовым ценам.

Защитники 94-ФЗ, преимущественно из ФАС, были категорически против введения каких-либо дополнительных критериев допуска к торгам, полагая, что за этим скрывается большой коррупционный потенциал. Проблему же качества поставляемых по итогам торгов товаров или услуг предлагали решать за счет грамотного составления заявок. В них можно предусматривать промежуточные и финальные проверки качества исполнения заказов, гарантии сохранения заявленных характеристик в течение определенного периода времени после исполнения заявки и любые другие понятные всем требования к продукции.

На действительно слабое место закона «О госзакупках» указали представители научно-исследовательских организаций. Многие из них для своих новаторских исследований вынуждены заказывать уникальную продукцию. Выполнить соответствующие заказы зачастую способны единственные поставщики в стране. Однако по закону, чтобы торги были признаны состоявшимися, требуется как минимум двое участников.

Как раз для этих случаев Минэкономики предлагает дополнить 94-ФЗ еще одной статьей, которая разрешает бюджетным учреждениям -- исполнителям контракта привлекать к его выполнению третьих лиц в качестве единственного поставщика. В пояснительной записке необходимость данного уточнения объясняется наличием коллизии между законом №94-ФЗ и Гражданским кодексом. Последний требует, чтобы исполнитель (в рассматриваемом случае бюджетное учреждение) привлекал к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика. А закон «О госзакупках» такой процедуры не предполагает.

Дополнительную силу оппонентам 94-ФЗ придала установка президента страны Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина на стимулирование инновационной активности как раз за счет размещения государственного заказа. Его годовой объем оценивается в 4 трлн руб., и предполагается, что значительная часть этих денег должна пойти на закупку именно высокотехнологической продукции. Победить в ценовой конкуренции с низкокачественными товарами ей будет трудно. К тому же на состоявшемся в начале апреля заседании совета по противодействию коррупции президент Дмитрий Медведев заявил, что не считает сами по себе электронные торги панацеей от коррупции. «Люди у нас талантливые и моментально находят противодействие этим торгам», -- признал глава государства.

Необходимостью закрепить за инновационной продукцией преимущество при проведении госзакупок и вызвано появление предлагаемых Минэкономики поправок в 94-ФЗ. Одобряет инициативу министерства, но считает ее полумерой директор Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова. «Безусловно, это шаг вперед, но окончательно он проблему не решает, -- полагает специалист. -- При выборе победителей по-прежнему будет превалировать цена, а не качество».

Она удивляется, почему у нас не используется западный опыт проведения госзакупок технически сложной продукции. «Там действуют очень сложные системы квалификационных критериев при отборе поставщиков для допуска к государственному заказу и при оценке качества исполнения заказов. В обязательном порядке учитывается и финансовое состояние поставщика, и оценка репутации его на рынке. Еще до заключения контракта проводится тщательная экспертиза применяемых поставщиком технологий при производстве технически сложной продукции, -- поясняет эксперт. -- Для закупок технически сложной продукции активно используются плавающие весовые критерии, когда надежность и качество имеют большее значение. Вес ценового фактора может снижаться до 20%».

В Европе наиболее эффективными закупочными системами считаются даже не конкурентные торги, а государственно-частное партнерство. «У нас это пока единичные случаи. Остальное проходит как закупка из единственного источника, что тоже является государственно-частным партнерством, где превалируют интересы не государства, а чиновника», -- предупреждает г-жа Кузнецова.

При этом она соглашается, что правительству будет очень сложно следить за правильностью проведения закупок инновационной и уникальной продукции фактически в ручном режиме. «Правительство не может работать как управление закупок. Конечно, будет тяжело заниматься всеми подряд объектами, поэтому будут выбраны только самые крупные сделки», -- уверена представитель ГУ-ВШЭ.

Новый законопроект Минэкономики ждет непростая судьба. Федеральная антимонопольная служба восприняла его появление негативно. Как заявил «Времени новостей» начальник управления контроля размещения государственного заказа Михаил Евраев, «ФАС уже подготовила альтернативный законопроект». «В нем нет каких-то непонятных особых механизмов проведения торгов без подробного описания этих самых механизмов. Нужно четко определить, что такое инновационные требования к товарам, а далее применять обычные процедуры электронного аукциона», -- считает он. На просьбу дать возможный вариант определения инновационности г-н Евраев заявил, что «это не задача ФАС, это должны сделать профильные ведомства».

В Министерстве финансов, а также в Министерстве образования и науки пока оказались не готовы прокомментировать инициативу Минэкономики, так как ознакомились с ней буквально накануне праздников.

Андрей СУСАРОВ