|
|
N°78, 07 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Только хвост позади
Европейские рок-герои 80-х снова в строю
Scorpions. Sting in the Tail (SONY/BMG). Последний студийный опус главных германских героев хард'н'хэви. Все, конец рецензии.
Нет, продолжим. Серьезно: я не из тех, кто, слушая кумиров прошлых десятилетий, радостно потирает руки, приговаривая, что время-де ваше прошло. На самом деле на настоящих музыкантов время не влияет. А вот они на время -- сколько угодно. Scorpions на пике своего могущества (то есть примерно в промежуток с 1979 по 1984 год) не то чтобы определяли моду, но уж точно не отставали от нее. В 90-е и, того хуже нулевые группа выдавала какое-то совершенно неубедительное копирование самих себя. Впрочем, и тогда можно было найти приятные песни.
Я бывал на концертах Scorpions: ничего более предсказуемого и до тоски обкатанного видеть не приходилось... А люди в зале ликовали потому, что им именно это и нужно было. Ностальгия, так сказать. Эта чертова ностальгия слушателей еще не одну хорошую группу в могилу сведет, можете не сомневаться.
Sting in the Tail вроде бы должен поставить жирную точку в истории группы, решившей уйти на покой (самое смелое творческое решение в биографии Scorpions). Само название перекликается с Love at First Sting -- популярным диском 1984 года с пикантным фото работы прославленного Хельмута Ньютона на обложке и хитами Rock You Like A Hurricane и Still Loving You под обложкой. Ничего подобного здесь нет. Нет, есть многочисленные похожести на «скорпов» классического периода. Запев в Rock Zone -- как в Blackout (1982), заходной рифф Raised on Rock напоминает вышеупомянутую Rock you Like a Hurricane. Несмотря на все отсылки и ассоциации, материал в основном прямолинейный и незапоминающийся. Даже «обязаловка» альбома Scorpions, то есть слезоточивые медленные песни, не впечатляет. Одна из них, Sly, -- это просто какой-то автоплагиат, Holiday плюс Still Loving You. Ну понятно: для девушек, которые при звуках любого арпеджированного гитарного аккорда впадают в романтическое настроение. Другая, спрятанная в середину альбома Lorelei, ситуацию не поправляет. Вроде баллада, но какая-то уж слишком правильная, грамотная (лирика с отсылкой к красивой немецкой легенде о Лорелее), без пожара внутри. За грудки не берет. А на кой черт такая баллада, которая не берет?..
Kingdom Come. In Your Face (Universal). Спасибо кризису в рекорд-бизнесе: теперь лейблы вскрывают свои закрома и переиздают на дешевых лицензионных дисках вообще все, что можно. Классику, джаз, старый рок...
Недавно альбом In Your Face (1989), второй в дискографии Kingdom Come, переиздало российское отделение Universal Music. То есть теперь можем иметь одно из лучших творений Kingdom Come -- этих бравых (и, кстати говоря, безусловно, талантливых и высокопрофессиональных) ребят за совершенно небольшие деньги.
История немецкой группы Kingdom Come (точнее, ее основателя Лени Вольфа, который в трудные времена вообще в одиночку альбомы записывал) -- это притча о том, что случается с эпигонами. Все ведь знают, кто такие Kingdom Come. Это группа, в поздние 80-е привлекавшая к себе колоссальное внимание рок-сообщества феноменальной похожестью на Led Zeppelin. Лени Вольф и его детище -- как будто бы «продолжатели великого дела». Такой, что называется, «кэмп»: сделать не просто классическое, а лучше, чем классическое, с новейшими технологиями и моднейшими материалами. Группу Led Zeppelin Вольф со товарищи не затмили. Их, насколько я помню то время, слушали подростки вроде меня, которые слыхом не слыхивали ни про каких «цеппелинов». А воспринимали просто как очередную «забойную» хард-рок-группу. Люди старшего поколения фыркали и называли группу Condome Kings. И все со всеми спорили: похожи -- не похожи, хуже -- лучше...
А сейчас слушаешь и понимаешь, что все эти разговоры про то, насколько мультиинструменталист Лени Вольф похож на Роберта Планта/Джимми Пейджа, просто смехотворны. Да он просто рядом с ними не стоял и не встал никогда бы. Хотя певец хороший. И песни крепкие. Милый восьмидесятнический «хард». На любителя. Любителей, правда, сейчас снова не так уж и мало.
Krokus. Hoodoo (SONY/BMG). Один умный человек как-то заметил, что-де музыку спокойную, расслабляющую и медитативную (т.е. слащавую инструментальную попсу) любят всякие клерки, офисный планктон и вообще работники, которые непонятно чем на своей работе занимаются. А люди физического труда -- они-де врубают вечером AC/DC и именно под эти, извините за выражение, остинатные ритмы расслабляются.
Да, позитивно-зубодробительные группы вроде AC/DC, Motorhead или Judas Priest восстановили психическое и физическое здоровье не одному десятку городских невротиков. Так же, как и Krokus. Швейцарская группа, которая не добилась такой мировой известности, как вышеупомянутая троица, но статус культовой заработала давно. Hoodoo -- новый альбом, записанный после многолетней паузы оригинальным составом. Все слушается как одна бодрая песнь оптимиста за кружкой пива. За исключением Ride into the Sun -- вроде бы баллады.
Александр БЕЛЯЕВ