|
|
N°71, 26 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ремонт с привилегиями
Фонд содействия реформе ЖКХ выделит дополнительные средства наиболее активным регионам
Государственная помощь регионам в проведении капитального ремонта и переселении граждан из ветхого жилья носит исключительно воспитательный характер. По крайней мере представители госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» подчеркивают, что основанная задача капиталовложений в реконструкцию жилищного фонда заключалась в стимуляции развития рыночных механизмов в коммунальной сфере и повышении ответственности самих собственников. А отнюдь не в приведении в порядок всего старого жилья в России. «Больше на эти деньги сделать нельзя», -- заявил в конце минувшей недели, подводя итоги двухлетней работы госкорпорации, гендиректор фонда Константин Цицин.
Основную, то есть стимулирующую, задачу г-н Цицин считает выполненной. По его данным, за два года работы госкорпорации «в ЖКХ значительно ускорился процесс разворачивания реально работающих рыночных структур». «Все ключевые количественные показатели реформы отрасли выросли в разы», -- отметил г-н Цицин. Если в 2007 году товарищества собственников жилья (ТСЖ) были созданы только в 2,3% всех многоквартирных домов страны, то сейчас этот показатель вырос до 7%. «Сегодня в России частные управляющие компании обслуживают 33,2% домов. В конце 2007 года данный показатель составлял 8,8%. Частных организаций коммунального комплекса в среднем по стране насчитывается 64,4%. Когда фонд начинал свою работу, доля таких организаций была только 20%», -- рапортовал г-н Цицин, подчеркивая, что «возврата к прошлому уже нет», а реформа коммунального сектора будет продолжаться.
Глава фонда напомнил, что за два года на ремонт и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья с учетом софинансирования из региональных бюджетов муниципалитетам в 81 субъекте федерации было выделено 233 млрд руб. К концу этого года количество отремонтированных многоквартирных домов в России должно достичь 80 тыс., а 165 тыс. человек получат новое жилье. Но при этом Константин Цицин был вынужден признать, что это только капля в море. По его словам, средства фонда рассчитаны лишь на капремонт порядка 12% жилья и ликвидацию 30% ветхого и аварийного жилфонда. По данным на 1 января 2007 года объемы ветхого жилья в стране превышали 93 млн кв. м, а в ремонте нуждалось порядка 11 млн кв. м жилья.
Однако глава фонда, судя по всему, считает основной заслугой то, что сотрудникам госкорпорации удалось внушить муниципалитетам и простым россиянам, что без активного участия в самоуправлении жилищным фондом они не смогут предотвратить его дальнейшее старение. «Собственники жилья стали таковыми не по названию, а по существу», -- заявил г-н Цицин, отметив, что активное участие регионов в программах фонда обеспечено прежде всего инициативой горожан. По его словам, во многих городах страны «жители вспомнили навыки народного контроля», когда утверждали акты приемки проведенного ремонта. Более того, по мнению г-на Цицина, именно дальнейшее вовлечение собственников в жилищное самоуправление избавит отрасль от фиктивных ТСЖ и неэффективных управляющих компаний. «Фальшивые товарищества собственников жилья стали образовываться еще в 2005 году, и бороться с ними -- не задача фонда, но недостатки эти по пути отомрут», -- подчеркнул глава Фонда содействию реформированию ЖКХ.
Отметил Константин Цицин и появление нового опыта у строителей и руководства муниципалитетов. «Получены навыки настоящего капитального ремонта, который сводился не к латанию дыр, а к кардинальному улучшению качества жилья», -- заявил он, уточнив, что ремонт улучшил условия проживания почти 12 млн россиян.
Примечательно, что хотя лимит 240-миллиардного фонда почти выбран, в этом году программы содействия реформированию управления жилищной сферой будут расширены за счет дополнительного имущественного взноса из федерального бюджета в размере 10 млрд руб. Соответствующее постановление недавно подписал премьер Владимир Путин. А также за счет 7,5 млрд руб. доходов, которые фонд получил от размещения временно свободных средств. Г-н Цицин отметил, что рассчитывать на дополнительные ассигнования могут те из 18 регионов, уже исчерпавших свои лимиты, которые «лучше выполняют программы и реформу в целом». Поощрение предусмотрено, в частности, для Башкортостана, Марий Эл, Мордовии, Саха (Якутии) и Татарстана, а также Алтайского и Забайкальского краев, Белгородской, Кемеровской, Липецкой, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Тамбовской и Ярославской областей.
При этом рейтинга регионов представители фонда пока не составляли, и назвать откровенно отстающие территории г-н Цицин не решился. Однако распорядители фонда не скрывают, что за время работы госкорпорации случались и «вопиющие факты» неэффективного расходования средств. В частности, по данным Константина Цицина, 12 регионов при строительстве нового жилья для переселения жителей аварийных домов превысили установленный ценовой порог в 30 тыс. руб. за кв. м. Восемь из них уже вернули полученные средства, остальные обязались возместить переплату. В четырех городах -- Нижнем Новгороде, Архангельске, Новороссийске и Дагестанские огни -- были сорваны сроки строительства домов для переселения. «Средства будут возвращены в фонд -- это хорошо, но граждане остались без жилья. Поэтому этим субъектам на совещании правительства РФ было поручено за счет своих средств построить дома и переселить граждан», -- рассказал г-н Цицин. К слову, в этом году при выделении средств на переселение из аварийного фонда, по словам главы фонда, предпочтение будет отдаваться программам, ориентированным на решение проблемы с помощью малоэтажного строительства.
«Средства фонда -- это морковка, ее дают за хорошее поведении, за правильную жилищную политику», -- заявил «Времени новостей» эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. По мнению г-на Гордеева, итоги работы фонда вполне соответствуют его первоначальной цели. «Если бы стояла цель отремонтировать все ветхое жилье, на это потребовались бы триллионы, и в программу фонда вошли бы все без исключения регионы, а не отдельные территории на определенных условиях», -- считает г-н Гордеев. По его мнению, в целом средства фонда действительно запустили в стране механизм принятия решений в жилищном управлении непосредственно собственниками. И на фоне остальных российских территорий Москва, которая не участвовала в программах фонда и где жилыми домами так или иначе до сих пор управляют городские власти, по его мнению, является худшим примером. «Такого застоя нет ни в одном регионе», -- сетовал г-н Гордеев.
Юлия ХОМЧЕНКО