Время новостей
     N°68, 21 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2010
Чрезвычайное исключение
МЧС разрешили беспошлинный ввоз импортных легковых автомобилей
Министерству по чрезвычайным ситуациям (МЧС) разрешено ввозить без уплаты импортных пошлин легковые автомобили и мотоциклы, которые будут использоваться при ликвидации стихийных бедствий, а также фактически любой другой деятельности ведомства и уполномоченных им организаций. Льгота не препятствует ввозу в страну по линии ведомства практически любых иномарок. Представители государства пока не поясняют причины, по которым ведомству Сергея Шойгу вдруг были предоставлены особые импортные полномочия, но участники общественных движений автомобилистов уже заявили, что подобные решения правительства выглядят по меньшей мере странными в разгар объявленной Кремлем масштабной антикоррупционной кампании. И к тому же напоминают о системе специмпортеров, существовавшей в первой половине 90-х, но впоследствии признанной глубоко порочной.

Беспошлинный импорт в Россию легковых автомобилей и мотоциклов разрешен МЧС постановлением правительства №243, подписанным 14 апреля 2010 года и появившимся вчера в базе данных правовой системы «Консультант». Этим документом вносятся изменения в правительственное постановление №701 от 20.11.2003 года, которое регламентирует порядок перемещения через границу товаров, использующихся для ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В соответствии с постановлением 2003 года под специальный (беспошлинный) таможенный режим перемещения товаров не могли попасть предметы, ввоз которых на территорию России (равно как и вывоз) запрещен, а также алкогольная продукция (кроме спирта питьевого), пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы. Теперь два последних наименования исключены из этого перечня.

Скорее всего необходимость в постановлении продиктована тем, что существует ряд образцов легковой автомобильной спецтехники, отвечающей потребностям МЧС, но не имеющей аналогов российского производства, предполагает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. К легковым автомобилям относятся транспортные средства общей массой менее 3,5 тонны и количеством посадочных мест менее восьми. Из специальных автомобилей к этой категории можно отнести спецтехнику для работы с поврежденными в авариях автомобилями и мобильные госпитали на легковом шасси. Что касается мотоциклов, в мировой практике в чрезвычайных ситуациях они используются крайне редко -- исключение составляют квадроциклы для эвакуации пострадавших из труднодоступных районов и разведки пожароопасных ситуаций.

«С другой стороны, нельзя исключать опасности того, что беспошлинный ввоз легкового транспорта будет использован не только для приобретения спецтехники, но и для покупки типовых легковых автомобилей для нужд министерства», -- предположил аналитик в беседе с корреспондентом «Времени новостей».

Действительно, по постановлению №701 перемещенные через границу без уплаты пошлин товары могут использоваться не только при ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, но и, например, для «осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций», «анализа и оценки рисков их возникновения», а также при «проведении инспекций для предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для оценки характера, масштабов и возможных последствий возникновения чрезвычайных ситуаций».

В тексте постановления нет никаких указаний или объяснений того, что речь идет о беспошлинном ввозе каких-либо специально оборудованных легковых автомобилей. Таким образом, МЧС получило право беспошлинно ввозить любые иномарки. Более того, в соответствии с постановлением 2003 года воспользоваться специальным таможенным режимом может не только само министерство, но и «входящие в его систему и уполномоченные им органы и (или) организации».

Новый правительственный документ запрещает бесплатную раздачу беспошлинно ввезенных иностранных автомобилей пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Но в соответствии с действующим текстом постановления №701, после того, как техника станет не нужной министерству, ее можно будет передать другим организациям, заплатив пошлины как за товар, ввезенный на таможенную территорию России «в негодном, испорченном или поврежденном состоянии», то есть как бывшую в употреблении.

Разрешение МЧС беспошлинно ввозить импортную автомобильную технику может негативно сказаться на отечественных автопроизводителях. Константин Романов не исключает «сокращения МЧС объемов закупок легковых автомобилей у российских компаний, занимающихся выпуском спецавтомобилей и мобильных командных пунктов -- это прежде всего «ГАЗ» и «УАЗ».

Получить комментарий в МЧС вчера не удалось. Представители пресс-службы попросили время, чтобы найти специалиста, который готовил проект данного постановления. Но представители российских автомобильных движений вчера уже не особо стеснялись в выражениях, комментируя неожиданно предоставленные спасательному ведомству «льготы». Ведь каждый шаг правительства по повышению таможенных пошлин на иномарки воспринимался сообществом автомобилистов и автобизнесом довольно болезненно. И людям, которые выражали свое несогласие, подавлявшееся в том числе и с помощью ОМОНа (как это было при разгоне митингов автомобилистов на Дальнем Востоке), исключения, сделанные для МЧС, кажутся неприемлемыми.

«Решение о предоставлении МЧС права на беспошлинный ввоз иномарок вызывает ассоциации с 90-ми годами, когда такого рода привилегированный статус имели различного рода организации и фонды, например объединения воинов-«афганцев» или различные «фонды поддержки спорта», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» координатор Федерации автомобилистов России (ФАР) Дмитрий Самарин. Он предположил, что теперь коммерсанты, занимающиеся ввозом иномарок и испытывающие проблемы, «потянутся под крыло министерства».

По мнению г-на Самарина, решение, принятое правительством, также свидетельствует о том, что власти, по сути, отказались от идеи обязательного перехода силовых структур на отечественную автотехнику (о котором так долго говорили в правительстве). «Следует сделать вывод, что для нужд МЧС более подходят не изделия отечественного автопрома, а импортные машины. Что уж говорить о простых гражданах», -- заметил координатор ФАР.

«Любые индивидуальные льготы (кому бы они ни предоставлялись, хоть под самым благим предлогом) чреваты коррупцией и злоупотреблениями», -- заявил «Времени новостей» руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Такого рода ведомственные льготы, будь то бонусы для министерств и ведомств, фондов или религиозных организаций, должны быть исключены как явление, считает лидер ДАР.

Андрей СУСАРОВ, Михаил МОШКИН