Кровопролитную гражданскую войну в Киргизии и распад ее на части, северную и южную, удалось предотвратить энергичными дипломатическими усилиями России, США и Казахстана. Москва своим активным вовлечением в кризисную ситуацию уже на раннем этапе продемонстрировала заинтересованность в развитии событий в Центральной Азии. А ведь совсем недавно создавалось впечатление, что заинтересованность эта угасает. Вашингтон также с самого начала кризиса словами и делами подтвердил свой статус одного из ключевых игроков в этой части Евразии. Успех же дипломатии Казахстана вряд ли связан только с экспансией государственного и частного капитала в Киргизии или председательством Казахстана в нынешнем году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Астана выходит на позиции регионального лидера, к чьему слову прислушиваются и соседи, и влиятельные державы.
На этом фоне странно выглядит пассивность Китая и Евросоюза, в последние годы наращивающих экономическое и политическое присутствие в Центральной Азии. Китай ограничился заявлениями своего посла в Бишкеке и обещанием гуманитарной помощи. Причины такой сдержанности пока не ясны, но она заставляет сомневаться в оправданности опасений некоторых экспертов насчет экспансии Пекина в этом регионе. Осторожную позицию Евросоюза можно объяснить незаинтересованностью в судьбе Киргизии, лишенной энергоресурсов и лежащей в стороне от газовых и нефтяных маршрутов. Еще одна возможная причина -- несогласованность подходов старых и новых внешнеполитических структур Брюсселя к событиям в далекой стране.
Еще рельефнее выглядит отсутствие реакции со стороны Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Шанхайской организации сотрудничества -- организаций, призванных печься о безопасности и благоденствии своих стран-членов, в число которых входит и Киргизия. Казалось бы, вот он, шанс доказать свою жизнеспособность, в чем сомневается немалое число экспертов. Созвать экстренный саммит любой из этих структур действительно было бы трудновато. Но ведь можно было бы провести хотя бы краткую встречу «на полях» саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне участвовавших в этом саммите глав государств-членов, сделать короткое совместное заявление. Тем более реальным был бы уровень министров иностранных дел стран, входящих в вышеозначенные организации.
У всех этих трех международных структур -- СНГ, ЕврАзЭс и ШОС -- имеются штаб-квартиры, секретариаты, генеральные секретари и пресс-секретари. Но первые две организации хранили и продолжают хранить гробовое молчание. ШОС отреагировала заявлением из Пекина своего генсека Муратбека Иманалиева, кстати, представителя Киргизии. В нем содержатся дежурные в таких случаях слова об «озабоченности», выражается «надежда на скорейшее восстановление правопорядка и национального согласия». Но ни о каких-либо совместных усилиях стран ШОС в разрешении кризиса, ни об оказании помощи попавшей в беду нации не сказано ни слова.
Зато сколько хороших слов можно прочитать в декларации о создании этой организации: «Государства-участники ШОС укрепляют механизм консультаций и координируют действия по региональным вопросам и международной проблематике, оказывают взаимную поддержку и налаживают тесное сотрудничество по важнейшим международным и региональным вопросам, совместно способствуют укреплению мира и стабильности в регионе...». Сколько обещаний помощи Киргизии прозвучало
на саммите ШОС в Бишкеке в 2007 году! Если бы эти слова конвертировались по устойчивому курсу в гранты и кредиты из миллиардных инвестиционных фондов ШОС!
А если бы в штаб-квартире ЕврАзЭс вспомнили о просьбе Киргизии выделить из антикризисного фонда этой организации запрошенные еще в феврале 160 млн долларов! Насколько эффективна была бы со стороны СНГ роль «честного брокера» в решении судьбы свергнутого президента Киргизии. В том, что эту организацию уважают обе противоборствующие в Киргизии стороны, сомнений нет. Еще в конце 2008 года Курманбек Бакиев отметил: «СНГ может играть важную роль в регулировании и разрешении кризисных ситуаций». Посреднические функции с не меньшим успехом смогли бы взять на себя и ШОС, и даже ЕврАзЭс.
Страны -- члены СНГ, ШОС и ЕвраАзЭС на двусторонней основе уже оказывают Киргизии материальную помощь и дипломатическую поддержку. Но ведь как раз в кризисных ситуациях познается эффективность таких международных структур... Действующие на евразийском пространстве структуры еще могут успеть принять участие в тушении регионального очага нестабильности. И тем самым продемонстрировать необходимость своего существования.