Время новостей
     N°68, 21 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2010
Дело Бульбова подверглось пенсионной реформе
Генералу нашли новые уголовные статьи
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) возбудил сразу два новых уголовных дела в отношении генерала Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александра Бульбова. Об этом объявил вчера сам подозреваемый. Как выяснилось, соответствующие уведомления от следователя поступили генералу по почте еще больше недели назад.

Александр Бульбов более двух лет провел в СИЗО по скандальному делу о незаконном прослушивании телефонных переговоров, даче и получении взяток и других должностных преступлениях. Однако осенью прошлого года Генпрокуратура отказалась утвердить по нему обвинительное заключение, вернув его в СКП с указанием на нарушения и недочеты следствия. Сам генерал вскоре был освобожден под подписку о невыезде, и дело его оказалось в подвешенном состоянии.

Но теперь г-на Бульбова заподозрили еще и в «мошенничестве» и «превышении должностных полномочий». Признаки этих преступлений, по предварительным данным, следствие усмотрело в том, что, работая в ФСКН, генерал продолжал получать пенсию от ФСБ, а также якобы незаконно пользовался «спецталоном», освобождающим от милицейских проверок. Сам генерал считает новые уголовные дела, так же как и прежнее, «надуманными». Тем не менее он не исключил, что в ближайшее время вновь может оказаться под арестом. По словам г-на Бульбова, в СКП, где у него и его адвоката сегодня намечена встреча со следователем, он на всякий случай пойдет «с вещами».

Генерал Бульбов, возглавлявший в ФСКН департамент оперативного обеспечения (это подразделение уже расформировано, но сам г-н Бульбов все еще числится в штате ведомства), был задержан сотрудниками ФСБ и СКП 1 октября 2007 года. Ему предъявили обвинение по целому «букету» статей УК РФ, в том числе в превышении должностных полномочий, незаконном прослушивании телефонных переговоров, даче и получении взяток, легализации денежных средств, полученных преступным путем.

По версии СКП, вместе с рядом других коррумпированных сотрудников разных ведомств генерал Бульбов якобы за деньги организовывал прослушивание ряда известных лиц, в том числе журналистов, сенаторов и крупных бизнесменов, а также обложил данью несколько фирм. Также следствие нашло более десятка предполагаемых соучастников этих преступлений, в числе которых оказались подчиненные генерала Юрий Гевал, Александр Донченко, секретарь г-на Бульбова Мария Ковалева, начальник одного из отделов МУРа Николай Орлов, сотрудник ГУВД Ванин, бывший сотрудник ГРУ Генштаба Михаил Горохов и еще несколько человек.

Арест вывел в публичную сферу факт скандальной «войны спецслужб». Именно так охарактеризовал сложившуюся тогда ситуацию в опубликованной в СМИ своей статье тогдашний глава ФСКН Виктор Черкесов, чьим ближайшим соратником считался г-н Бульбов. Считалось, что в этой войне сошлись ФСКН -- с одной стороны, и ФСБ и СКП -- с другой. Тогдашнее руководство ФСКН открыто называло претензии следствия к г-ну Бульбову надуманными. А сам он на судебных заседаниях и через адвокатов постоянно заявлял, что уголовное дело против него сфабриковано и является местью высокопоставленных коррумпированных чинов спецслужб, боявшихся разоблачений в связи со скандальными расследованиями контрабанды китайского ширпотреба и мебели через торговые дома «Три кита» и «Гранд». Г-н Бульбов и его подчиненные были привлечены к расследованию этих дел: как предполагалось, собранные ими материалы послужили основанием для ряда громких отставок в ФСБ весной-летом 2007 года.

На сторону г-на Бульбова встала Генпрокуратура, которая обнаружила в деле против него массу недочетов и нарушений. В частности, в ноябре 2008 года, спустя год после ареста генерала, на одном из заседаний в Мосгорсуде по поводу продления сроков содержания генерала под стражей, выяснилось, что отсутствует само постановление о возбуждении уголовного дела в отношении г-на Бульбова. Оказалось, что его задержание производилось в рамках расследования дела против сотрудника ГУВД Михаила Яныкина и г-на Горохова, также подозревавшихся в незаконных «прослушках», но в нем упоминания фамилии Бульбова не было.

Позже СКП по указанию Верховного суда представил новое постановление «в отношении Горохова и иных лиц», где под «иными лицами» якобы и подразумевался г-н Бульбов. Однако и сам генерал, и Генпрокуратура усомнились в подлинности этого документа, поскольку он вообще нигде не был зарегистрирован. Генерал даже требовал возбудить уголовное дело против следователей, правда, без успеха.

В октябре прошлого года СКП объявил о завершении расследования «дела Бульбова» и направил обвинительное заключение на утверждение в Генпрокуратуру. Там, однако, подписывать его отказались, указав на многочисленные нарушения, и направили дело на дополнительное расследование, которое продолжается до сих пор. Тем временем после истечения максимально возможного срока ареста 15 ноября 2009 года генерал и еще девять обвиняемых вышли из СИЗО и с тех пор находятся под подпиской о невыезде. И вот теперь против него заведены новые дела.

«7 апреля были возбуждены против меня два новых уголовных дела по статьям «мошенничество с использованием служебного положения» и «превышение должностных полномочий», -- сообщил вчера сам генерал Бульбов. -- Оба мотива надуманны и не имеют никакой судебной перспективы».

Генерал пояснил, что дело о «мошенничестве», по его данным, связано с получением им пенсии. «С переходом на работу в ФСКН я должен был отказаться от пенсии, которую получал в ФСБ», -- сообщил он. Г-н Бульбов признал, что такая претензия формально правомерна, но непонятно, при чем тут мошенничество, поскольку он никого не обманывал, а, узнав о таком требовании, вернул все деньги в бюджет. «Второе уголовное дело имеет гриф «секретно» и связано с выдачей документов оперативного прикрытия», -- сказал г-н Бульбов. По неофициальным данным, речь идет о том, что генерал якобы незаконно оформил на свою машину спецталон, который освобождает его от проверок.

Г-н Бульбов выразил мнение, что оба уголовных дела сугубо формальны и являются не чем иным, как «сведением счетов за его предыдущую работу». «Я считаю, что все это попытки оправдать 25-месячное содержание меня под стражей», -- сказал генерал, добавив, что «ожидал, прогнозировал такое развитие ситуации». «Я спокойно ко всему отношусь, и бегать от следствия не намерен. Будем доказывать, что они не правы», -- сказал он. Г-н Бульбов также сообщил, что пока ему ничего неизвестно о его процессуальном статусе. «Уведомление о возбуждении новых уголовных дел я получил по почте», -- сообщил он.

По словам генерала, сегодня он должен явиться к следователю и, опасаясь, что сразу же может быть снова арестован, прибудет «с вещами». В то же время адвокат г-на Бульбова Сергей Антонов сообщил, что речь идет не о допросе. По словам защитника, он сам позвонил старшему следователю по особо важным делам Главного следственного управления (ГСУ) СКП Александру Дрыманову и попросил его о встрече, чтобы получить оригинал постановления о возбуждении дела.

Г-н Антонов отказался комментировать суть обоих уголовных дел, отметив, что ему пока о них ничего неизвестно, но опасений своего подзащитного по поводу ареста не разделил. «Это была бы самая большая глупость, которую они могут сейчас совершить, -- сказал адвокат. -- Если задержание все же произойдет, значит, обвинение действительно руководствуется политическими мотивами».

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Дело Бульбова