|
|
N°68, 21 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воздаяние по заслугам
Конституционный суд защитил пенсии служителей Фемиды от закона «О противодействии коррупции»
Конституционный суд (КС) вчера признал, что федеральный закон «О противодействии коррупции» нарушает права служителей Фемиды. Этот закон, вступивший в силу 10 января прошлого года, «обидел» тех из них, кто до получения судейской мантии служил в органах прокуратуры или адвокатуры.
Раньше стаж работы следователя, прокурора, адвоката включался в стаж работы судьи. Если этого стажа накапливалось 20 лет, судья мог уйти в отставку до достижения пенсионного возраста и получить пожизненное содержание от государства в размере 80% от своего дохода или 50-процентную надбавку в том случае, если, отслужив эти самые 20 лет, продолжил работать. Но новый закон постановил прежние заслуги на правоохранительном поприще судьям не засчитывать.
Вчера КС постановил, что закон «О противодействии коррупции» в этом смысле противоречит Конституции, то есть он фактически поставил судей в разные условия -- те, кто попросил отставки до 10 января, получил все сполна, а тех, кто принял такое решение после указанной даты, привилегий лишили. Согласно решению КС, нельзя ставить людей (будь то судьи или какие-то другие категории и группы граждан), находящихся в одном правовом регулировании, в разные условия.
Но одновременно КС подчеркнул, что времена меняются, и законодатель вправе менять законы. Это касается и закона «О противодействии коррупции», и, как признал КС, начиная с момента его вступления в силу, действуют и новые правила. То есть те из прокуроров, следователей и адвокатов, кто решил или еще решит посвятить себя служению Фемиде, начиная с этой даты, должны понимать, что стаж их прошлой работы в стаж судейский больше не зачтется.
Интересно вспомнить, что когда жалобы на закон «О противодействии коррупции» рассматривались в ходе заседания КС 17 марта, на его антиконституционность пожаловались как судьи общей юрисдикции, так и судьи арбитражных судов. Представители Верховного суда и Высшего арбитражного суда, в частности, назвали это «вопиющей несправедливостью», поддержала эту позицию и Генпрокуратура. Из ответчиков -- органов власти -- тогда присутствовал лишь представитель Госдумы Александр Харитонов. Он так и не смог ответить на вопрос, чем же руководствовался законодатель, когда принимал новые правила пенсионного обеспечения судей. Он был вынужден признать, и это само по себе стало довольно сенсационным заявлением, что это была президентская инициатива, которая «носила особый статус» и «особый регламент», а потому депутаты молча одобрили ее.
В результате КС сам объяснил за депутатов Госдумы, чем они руководствовались, принимая закон, почему они в данном случае были правы, а в чем допустили небольшой промах. «Мы исходили из того, что законодатель вправе менять условия, исходя из самых разных соображений, -- прокомментировал вчера постановление КС судья Сергей Маврин. -- Например, считая, что нужно укрепить судебный корпус, скажем, работниками правоохранительной системы. И в свое время было принято решение -- засчитывать в судейский стаж опыт работы в качестве прокурора или следователя. Затем законодатель мог прийти к противоположному выводу о том, что эта предшествующая работа не очень хорошо сказывается на работе в качестве судьи. Но нельзя судей, находящихся в одном правовом регулировании, ставить в две разные категории, с разными правовыми последствиями, и тем самым ухудшать их положение. И это касается не только судей, это общий принцип правового регулирования в нашей стране».
Закон «О противодействии коррупции» был признан неправомерным в той части, в которой им вносились изменения в другой закон -- «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей». Последний ранее гласил, что «в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет».
Как отметил КС в своем постановлении, надлежащее материальное и социальное обеспечение судей выступает гарантией их независимости, «неотъемлемым элементом их конституционного статуса». «Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием, -- говорится в решении КС. -- Он включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности».
Закон «О противодействии коррупции», как уже отмечалось, подкорректировал понятие судейского стажа, и это привело к тому, что многие судьи остались без того довольствия, на которое рассчитывали и которое их коллеги успели получить раньше. КС счел это неправильным: «Конституция не допускает отмену или умаление провозглашенных ею прав и свобод и о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм». В связи с этим законодатель, меняя условия приобретения социальных благ, обязан «учитывать сформировавшиеся на основе ранее действовавшего правового регулирования законные ожидания, связанные с выполнением условий приобретения данного права». В этом контексте обращалось внимание на то, что Конституция гарантирует «принцип равенства, который носит универсальный характер», и его соблюдение означает «запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории». Кроме того, отмечалось, что законодатель «обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности».
Как сообщил вчера судья Сергей Маврин, хотя постановление КС вступает в силу с момента принятия, но сам механизм выплат причитающегося пострадавшим судьям будет определять Минфин.
Екатерина БУТОРИНА