|
|
N°68, 21 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Бульквальный» смысл
Выставка Ростана Тавасиева в фонде «Эра»
Давно не тайна, что плюшевые зверушки Ростана Тавасиева совсем не для детей. Его армия жирафов нашалила на коллективной выставке "Это не игрушки?" в Третьяковке вполне по-взрослому и, разломав мебель, укрылась в подполье. Порванное кукольное небо ("Милки Вей" в «Айдан-галерее») вызывало приятные ассоциации с заставкой "Спокойной ночи, малыши" и задником рождественского вертепа, но не стоило поддаваться инфантильному умилению: за грубо продранными холстами с пустыми дырками звезд не обнаруживалось чудесной земли, текущей молоком и медом. Сказка Тавасиева -- сказка для взрослых. Мир игрушек дефлорирован спятившим Буратино, и плюшевые округлости зайчиков и рыбок таят в себе очень взрослые страсти.
Новая выставка Тавасиева "На дне. 3D" открылась в фонде «Эра». По обычаю, ее сопровождает пояснительный текст. О своей выставке автор пишет так многословно, что до конца этот большой лист не дочитаешь. Почитав, сколько хватило сил, зритель попадает на дно. Жизнь плюшевых рыбок восстановлена Тавасиевым дотошно, даже мелочно. Есть небольшая библиотека, в которой каждый томик упакован в розовую плюшевую обложку. В углу картинная галерея с супрематическими портретами -- рыб, конечно. За музыкальную культуру отвечает катушечный магнитофон, лента из которого закручивается в петли и превращается в водоросли. Знатоки утверждают, что в убедительном бульканье магнитофона можно опознать голос Эминема.
Живут интеллигентные рыбки (сделанные, кстати, на заказ по эскизу Ростана) все же не на морском дне, а в аквариуме. Их центральная группа, или косяк, не может не напомнить "Аквариум с красными рыбами" Матисса. Красно-синяя 3D-вариация этой картины с опустевшим аквариумом украшает стену зала галереи. Рыбы Тавасиева заняты делом. Усилиями всего косяка в конфигурации мухинской скульптуры «Рабочий и колхозница» они заносят молоток над плюшевой акулой, которая застряла между стеклянной перегородкой и колонной. Сама акула -- прямой намек на знаменитую работу Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», цена которой 12 млн долл., так же неудобопроизносима, как и ее название. Через некоторое время после продажи акула, несмотря на формалин, протухла. Так что у розовых рыбок есть шанс на победу.
В другом зале фонда показывают кино. Это не очередной концептуально-нудный видеоарт, а две известные ленты -- экранизация "На дне" Горького и "Подводные впечатления" Рифеншталь. Они идут на одном экране, и, глядя через цветные светофильтры, которые подвешены к потолку, как водные растения, можно волшебным образом проявлять ту или нужную картину.
Тотальная инсталляция "На дне" навязывает зрителю отстраненное видение мира "большого" искусства через фейковый аквариум с игрушками. Даже водоросли выстраиваются в подобие футуристического гиперболоида инженера Шухова. Есть на выставке и "детские портреты" -- ряд пустынных холстиков с несколькими икринками на каждом. Тот, кто наивно соблазнится "детскостью" материала, обязательно вспомнит здесь картину "Очень одинокий петух", нарисованную Карлсоном в период печали.
Нужно напомнить, что в 2004 году на Арт-Стрелке Марина Белова и Алексей Политов делали перформанс с таким же названием -- "На дне". Одетые в оранжевые жилеты художники кормили присутствующих тортом из мусорного бака. Вершину торта покрывала съедобная инкрустация с изображениями работ Кабакова, Кулика и прочих нынешних звезд и их спутников. Причащение современным искусством в форме игры -- это здорово. Кому нужны проклятые вопросы? Но Ростан Тавасиев в игрушечной форме поднимает темы совсем не игрушечные: нынешний художественный космос холоден, недружелюбен и бесконечен, как бездонный омут.
Арсений ШТЕЙНЕР