|
|
N°68, 21 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выборы по трагической неволе
Траур в Польше переходит в президентскую кампанию
Сегодня исполняющий обязанности президента Польши, маршал сейма Бронислав Коморовский (на снимке) огласит дату досрочных президентских выборов. Не приходится сомневаться, что они будут назначены на 20 июня, а возможный второй тур -- на 4 июля. Это последний из возможных сроков, ведь в расчет входят 60 дней на избирательную кампанию в чрезвычайной ситуации. Сложилась эта ситуация после гибели 10 апреля в авиакатастрофе президента Польши Леха Качиньского.
Предвыборная кампания будет чрезвычайной и короткой, а потому станет трудной для всех политических сил. За два месяца надо будет сделать все, на что обычно отводится по меньшей мере полгода. После объявления даты выборов надо за пять дней зарегистрировать избирательные комитеты и доставить в государственную избирательную комиссию фамилию кандидата и тысячу подписей в его поддержку, а в последующие десять дней -- все 100 тыс. необходимых по закону подписей.
По всей стране еще продолжаются похороны жертв авиакатастрофы под Смоленском, позавчера прошло 12 похорон, вчера -- 21. Все они проводятся величественно, торжественно, под звуки военных оркестров, залпы почетного караула -- при стечении тысяч людей, в присутствии первых лиц государства и выдающихся политиков. Все это своими глазами видел корреспондент «Времени новостей», шедший в траурной процессии на Повонзковском кладбище, главном в Варшаве, за гробом депутата сейма и заместителя председателя Союза демократических левых сил Иоланты Шиманек-Дереш. «Пани Иоланта была образцом профессионализма, элегантности, работоспособности, компетентности, решительности и деликатности», -- сказал о покойной премьер Дональд Туск. В последний путь одну из самых популярных женщин в польской политике проводили бывшие президенты Александр Квасьневский (Иоланта Шиманек-Дереш возглавляла его администрацию) и Войцех Ярузельский, соратники, бывшие премьеры и министры, сотни варшавян.
Пока никто не может сказать, когда будет предана земле последняя жертва авиакатастрофы: не все тела доставлены из Москвы, идет их идентификация. Не все пассажиры найдены -- по просьбе польской стороны в Смоленске продолжится поиск погибших. Возможно, что некоторые из них после сильного удара президентского самолета о землю оказались глубоко под останками машины.
Тем не менее жизнь берет свое, и поневоле затянувшийся траур постепенно переходит в президентскую кампанию. Соперничество правящей партии «Гражданская платформа» во главе с Дональдом Туском и оппозиционной партии «Право и справедливость», оплотом которой был погибший Лех Качиньский, а лидером остается его брат-близнец Ярослав, несомненно, продолжится, но уже не так, как раньше. По воле трагического случая все рычаги власти оказались в руках либеральной «Гражданской платформы». К тому же принявший на себя согласно конституции обязанности президента маршал сейма Бронислав Коморовский является еще и кандидатом в президенты от правящей партии. А ее политические противники только и ждут хотя бы намека на то, что либералы «присвоят» национальную трагедию. Но те держатся учтиво и достойно организовали беспрецедентные траурные церемонии.
В лагере «Права и справедливости», потерявшего в авиакатастрофе многих политиков и президента Леха Качиньского, все взоры обращены на его брата. Ожидается, что политсовет партии выдвинет нового кандидата в субботу, но выпавшее из рук знамя, похоже, уже подхвачено. «Во имя памяти о тех, кто погиб, мы должны продолжить борьбу», -- сказал после трагической смерти брата Ярослав Качиньский. И хотя он пока рассматривается сторонниками как потенциальный кандидат, уже вчера состоялся первый социологический опрос. Из него следует, что во втором туре Ярослав Качиньский проиграл бы Брониславу Коморовскому -- 32% против 55% голосов.
Но дойдет ли дело до второго тура? Самые внушительные потери в катастрофе понес Союз демократических левых сил: погибли экс-министр обороны и вице-спикер сейма Ежи Шмайдзиньский, потенциальные кандидаты в президенты -- депутаты Иоланта Шиманек-Дереш и Изабелла Яруга-Новацкая. От отчаяния лидер Союза демократических левых сил Гжегож Наперальский даже предложил всем силам выдвинуть общего кандидата, но его призыв утонул в политических калькуляциях, хотя казалось, что должны возрасти шансы кандидатов меньших политических партий. Но вот вчера публично заявил о своем отказе от участия в президентской гонке кандидат от «Польши плюс», бывший маршал сейма Людвик Дорн. Некогда близкий соратник Качиньских (его даже называли «третьим близнецом») объяснил свой шаг убежденностью в том, что на фоне национальной трагедии нужен общий кандидат от правоцентристских сил.
В Польше продолжают обсуждать развитие отношений с Россией. Вчера внимание общественности привлекла лекция «Польша -- Россия: новое открытие?», прочитанная в Варшавском университете бывшим главой МИДа и сопредседателем польско-российской группы по сложным вопросам Адамом Даниэлем Ротфельдом. А газета «Речь Посполита» опубликовала обращение к властям России, которое подписали адвокаты родственников поляков, расстрелянных в Катыни в 1940 году. Польские и российские юристы подчеркивают, что трагическая смерть президента Качиньского, его жены Марии и еще 94 человек сблизила россиян и поляков. «Мы призываем российские власти к тому, чтобы были признаны -- с учетом правовых, но прежде всего моральных аспектов -- просьбы родственников о реабилитации всех убитых, а также о рассекречивании всех документов следствия и обеспечении полного доступа к ним», -- сказано в обращении.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава