|
|
N°49, 25 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звонче жаворонка пенье
Анна Нетребко спела романсы в Консерватории
Анна Нетребко выступила в Большом зале Консерватории в не вполне ожидаемом и привычном амплуа камерной певицы. Главная российская оперная примадонна, народная артистка, звезда мировых сцен, живущая сейчас в Австрии, пела в Москве несколько раз, но чаще -- в большой компании или в жанре гала-концерта. Впервые это была сольная программа, и впервые камерная музыка -- романсы Римского-Корсакова и Чайковского.
По сути, сенсации здесь нет: московское выступление в партнерстве с пианисткой Еленой Башкировой практически буквальное повторение летнего сета в Зальцбурге, где эту программу Нетребко исполнила в ансамбле с Даниэлем Баренбоймом. И уже завтра на Deursche Grammophon выходит запись дуэта Нетребко и Баренбойма «В тиши ночной» (In The Still of Night). Так что не сильно рекламируемое заранее, но собравшее полный зал выступление Анны Нетребко с женой Баренбойма -- пианисткой и автором Иерусалимского камерного фестиваля Еленой Башкировой можно было бы считать предпродажной презентацией диска, если бы российский сегмент составлял хоть сколько-нибудь существенную долю мирового рынка грамзаписи. Так это скорее подарок.
Многочисленные поклонники собрались этим вечером, дабы удостовериться, что певица находится в прекрасной форме после рождения ребенка и что голос ее так же полетен и пластичен. Тем более что последнее по времени появление звезды в Москве (под проливным дождем и в условиях жуткой, непрофессионально подготовленной акустики в сборнике на Соборной площади) не дало никакой возможности как следует хоть что-нибудь расслышать.
Первое отделение состояло примерно из дюжины романсов Римского-Корсакова. Анна Нетребко в нежном образе и платье словно бы из полевых цветов внимательно и аккуратно, с какой-то даже осторожностью демонстрировала обманчивую простоту интонационных и эмоциональных рисунков. Оставаясь то и дело почти рядом, но словно чуть в стороне от цели (как высотно-интонационной, так и образной).
Во втором отделении платье стало речной водой чистого лазоревого атласа. А интонация и графика эмоций в Чайковском стали значительно определеннее и точнее. Нетребко выступила в партии лирической героини не формально, но трогательно выстроенного романтического цикла о любви, одиночестве, о счастье и печали, об усадебной тоске, о тенистых садах, письмах, дождях, домашних театрах и прихотливо-сентиментальной поэзии чувств.
Партию она выстроила очень подробно и цельно, с большим вниманием к деталям и прозрачной, но насыщенной атмосфере целого. Даже там, где не все идеально складывалось вокально, певица с легкостью добирала нюансами, разнообразием и вкусом эмоциональной актерской игры, придя к очень ясной и строгой кульминации в пронзительно печальной «Колыбельной» на стихи Майкова. После нее едва ли не трагическая «Я ли в поле да не травушка была» звучала в необычном для Нетребко духе вызывающего, подчеркнутого актерства (странные темные низы усиливали это впечатление). И «Колыбельная » осталась лучшим номером в концерте.
Очень неординарное, хотя и не вполне совершенное появление дивы в тонком камерном амплуа, по-видимому, останется одним из самых запоминающихся ее московских концертов.
Юлия БЕДЕРОВА