Опровержение мифов о свободном программном обеспечении (СПО) скоро превратится в отдельный жанр. Однако среди мифов есть пара таких, на которые мало кто обращает внимание. Между тем они остро нуждаются в опровержении.
Первый: СПО-бизнес очень хорош при решении сугубо технических задач, но с PR-методами он практически незнаком. С прессой не дружит, о своих достижениях говорит неохотно... И если бы не эта черта, операционная система Linux стояла бы уже на половине российских десктопов.
Второй: сама специфика свободной модели разработки заставляет СПО-бизнес быть очень "коллективным". Мол, все там делается дружненько и общими усилиями.
Увы, это мифы. Разумеется, опровергнуть их теоретическими выкладками невозможно. Поэтому воспользуемся советом классика марксизма насчет того, что критерий истины есть практика. И вот что тогда обнаружится.
В начале этого года было объявлено о партнерстве двух крупных разработчиков -- ВНИИНС им. В.В. Соломатина (Всероссийский НИИ автоматизации управления в непромышленной сфере) и Red Hat (ведущая компания, осуществляющая промышленную поддержку Linux). Одна из инициатив (в которой помимо уже названных компаний приняла участие фирма VDEL) -- создание организации, которой отводилась роль некоего "объединяющего" центра российского СПО-сообщества. Название эта структура получила очень громкое -- "Бюро мировой практики по открытым информационно-коммуникационным технологиям им. Соломатина". Ее руководителем назначен представитель ВНИИНС Дмитрий Ефанов.
В феврале этого года организаторы с удовольствием рассказывали журналистам о том, что идею создания бюро поддержал не кто-нибудь, а глава Минкомсвязи Игорь Щеголев. И даже намекали на то, что эта организация со временем станет чем-то вроде единого российского центра компетенции открытых решений. То есть никаких проблем в общении с прессой не было. Google не даст соврать: только скормите ему запрос "бюро Соломатина" -- и все станет ясно.
Вот одна лишь цитата. Директор направления открытых программных решений "КОРУС Консалтинг" Ася Власова сообщает журналу iBusiness: "Сочетание высокой технической квалификации сотрудников ВНИИНС в области программных разработок с известным в мировом масштабе брендом позволяет рассчитывать на появление новых интересных свободных решений, которых крайне не хватает сегодня на рынке, особенно для бизнеса". Авансы, сами понимаете, серьезные.
Из опубликованного на сайте "объединяющего" центра следует, что обновленную версию общественность увидит 6 марта. Правда, не сказано, какого года, поэтому причин обвинять эту уважаемую компанию в том, что она не выполняет своих же обещаний, у нас нет.
И все же. Так и напрашивается вывод о том, что, раструбив о своей инициативе в прессе и рассказав о ней министру, участники проекта тут же потеряли к ней всякий интерес. Возможно, это не так, но если отбросить невероятное и оставить согласующиеся с фактами выводы, то придется признать эти выводы верными.
Итак, отбрасываем. Прежде всего надо отказаться от гипотезы о том, что у учредителей бюро попросту нет денег. Смотришь на состав -- и понимаешь, что такое невозможно. А может, просто у людей со временем проблемы? Ничего подобного -- на комментарии прессе и встречу с министром тогда, когда еще ничего не было сделано, время нашлось. Сутки с тех пор короче не стали.
Вот и остается только одно объяснение. Увы, какое-то совершенно безрадостное и не добавляющее оптимизма. Бывают театры одного актера, а тут -- театр одного зрителя. Фамилию зрителя мы уже называли.
Как видим, никаких PR-трудностей у СПО-бизнеса нет. Правда, только тогда, когда ему надо говорить о намерениях и радужных перспективах. Проблемы возникают исключительно при необходимости рассказать о результатах.
И с совместной работой что-то не так. Вроде три крупные компании. Вроде их совместными усилиями можно горы свернуть. Но почему-то не получается сделать даже самые элементарные вещи. Если, конечно, предположить, что их вообще кто-то собирался делать.
Думаете, исключение из общего правила? Ан нет, как раз наоборот.
Чуть ли не год назад ведущие отечественные СПО-компании решили организовать ассоциацию РАСПО. Ее миссией, согласно информации с официального сайта, является "содействие разработке, внедрению и популяризации свободного программного обеспечения в России, развитие отечественной индустрии программного обеспечения, основанного на открытом исходном коде и свободных лицензиях, и ее вхождение в мировой рынок разработки программного обеспечения".
Не правда ли, весьма благородная цель? Однако, что скажет об этой организации всезнающий Google? Да почти то же самое, что и о потенциальном едином центре компетенции.
Создание РАСПО сопровождалось кучей интервью, громкими заявлениями и тому подобными событиями. И вдруг -- как отрезало. Тишина.
Впрочем, у этой организации есть очень красивый сайт. Красивый в смысле картинки. Очень умильно девочка играет с одуванчиком.
Оказывается, последнее время в СПО-сообществе произошло не так уж много.
Мои наивные коллеги думали, что, зайдя на сайт РАСПО, они узнают что-то новое о происходящем в отрасли. А все обстоит с точностью до наоборот -- оказывается, это мы сообщаем отрасли, что в ней творится.
Особо впечатляет каталог российских разработчиков СПО. В их число как-то попал «ЦеСТ»! Вот бы узнать, что именно разработали Виктор Алкснис и Александр Поносов.
Обратите внимание: практически полное совпадение с предыдущим примером. Высокая PR-активность участников в начале пути и более чем скромное молчание, когда какая-то работа уже должна начаться.
И объяснения те же самые. Даже беглый взгляд на список компаний-учредителей тут же заставляет забыть о возможных финансовых и каких-либо иных проблемах. Вероятнее всего, и тут мы имеем дело с элементарной неспособностью сделать что-то сообща.
Или им это просто в голову не приходит -- что-то делать, кроме того, что уже сделано. Один зритель наверняка поставлен в известность, а остальные для проекта уже неинтересны.
Впрочем, тут все не так пасмурно. Когда этот текст уже практически был написан, на сайте РАСПО появилось сообщение о выступлении президента РАСПО на заседании Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационной деятельности при Госдуме РФ. Само заседание состоялось 12 марта. Ну, лучше поздно, чем никогда.
И еще одна общая для этих проектов черта. Никто не заставлял бюро Соломатина указывать конкретную дату завершения реконструкции сайта, могли бы вообще никакой не указывать. И нет в России закона, обязывающего общественные организации непременно иметь порталы, -- если РАСПО он не нужен, то могли бы вообще его не делать.
Какой логике подчиняется поведение людей, которые сами добровольно дают какие-то обещания, чтобы тут же их нарушить? И зачем делать плохо то, чего можно не делать совсем?
Подготовлено совместно с iToday.ru