Время новостей
     N°40, 12 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2010
Современнее "Современного"
Россия начала разработку эсминца-невидимки
Началась разработка эсминца нового поколения для Военно-морского флота России. Об этом сообщил вчера источник в оборонно-промышленном комплексе. "Сейчас ведутся исследовательские работы по формированию облика нового корабля дальней морской зоны, оформляется техническая документация проекта. Этот процесс продлится около 30 месяцев", -- заявил источник.

Впервые о подобном корабле на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июне прошлого года объявил главком ВМФ Владимир Высоцкий. Время закладки он обозначил 2012 годом. Такие корабли будут востребованы в ближайшие 25--30 лет, сказал тогда адмирал.

Американцы объявили о подобной акции -- спуске на воду в 2012 году двух эсминцев DDG 1000 -- два года назад. Но лучше поздно, чем никогда. Российская новейшая разработка предполагает строительство корабля, предназначенного для дальней морской зоны, по технологии «стелс».

Номера проекта, что в первую очередь характеризует военные корабли, пока нет. Но уже ясно, что эскадренный миноносец будет многоцелевым. Этот статус и определил набор вооружения. На эсминце установят комплекс ракетного оружия с универсальными пусковыми установками вертикального старта, то есть ракетами в контейнерах. Это будут высокоточные ракеты для стрельбы по наземным, надводным и подводным целям. Для обеспечения противовоздушной обороны корабля установят зенитные ракеты большой, средней и малой дальности. Артиллерийские установки эсминца тоже планируются универсальными. Они будут способны вести огонь по береговым и морским объектам противника высокоточными управляемыми снарядами.

Набор радиоэлектронного оборудования также продиктован многофункциональностью эскадренного миноносца. Его оснастят универсальным комплексом обнаружения и целеуказания, средствами радиоэлектронного противодействия (радиоэлектронной борьбы), гидроакустическим оборудованием для обнаружения субмарин, мин и подводных диверсантов.

Ну и главная особенность -- новый корабль окажется малозаметным для чужих радаров благодаря технологии "стелс". Как и у самолетов-невидимок, у эсминца нового поколения малозаметность обеспечивается особой архитектурой корпуса, специальными покрытиями его элементов, радиопоглощающими материалами. Среди других достоинств новинки, поясняют в оборонно-промышленном комплексе, повышенная живучесть и высокий уровень экологической безопасности, чем не блещут отечественные боевые корабли.

Корабль будет иметь неограниченную мореходность, скорость хода до 30 узлов, сможет автономно пройти до 10 тыс. миль, водоизмещение -- 10 тыс. тонн. Численность экипажа запланирована небольшой. Это улучшит, как говорят моряки, качество обитаемости. Главная энергетическая установка эсминца будет газотурбинного типа суммарной мощностью 55 тыс. лошадиных сил. (Кстати, все будущие надводные военные корабли России будут оснащаться газотурбинными двигателями.) На корабле предусмотрят ангар для двух противолодочных вертолетов.

Новый эсминец придет на смену имеющимся. Сегодня в составе ВМФ семь эсминцев проекта 956 "Сарыч", по классификации НАТО -- Sovremenny class destroyer. Поскольку первый корабль этого проекта, спущенный на воду в 1978 году, носил имя «Современный», он и дал название всем подобным типам кораблей. Они вооружены пусковыми установками противокорабельных ракет "Москит", зенитным ракетным комплексом "Ураган", спаренными автоматическими артиллерийскими 130 мм установками, спаренными торпедными аппаратами и противолодочными реактивными бомбометами РБУ-6000. Имеется вертолетная площадка. Стандартное водоизмещение -- 6,5 тыс. тонн.

Основной боевой соперник эсминцев проекта 956 -- спроектированные в 1980--1985 годах эскадренные миноносцы типа «Арли Берк». Наши эсминцы существенно уступают американским по целому ряду показателей. У американских эсминцев нового поколения в десять раз увеличена возможность маневра на мелководье для противодействия минным заграждениям, они смогут оказывать подразделениям морской пехоты огневую поддержку.

О строительстве новых кораблей этого класса объявили и другие страны, в частности Южная Корея и Австралия. Это обстоятельство также стало одной из причин создания российского военного корабля нового поколения.

Николай ПОРОСКОВ