Перевод учреждений на свободное программное обеспечение обретает реальные очертания
На прошлой неделе в Москве прошла конференция "Актуальные вопросы использования свободного программного обеспечения в госсекторе". Народу собралось неожиданно много, человек 200. Публика съехалась со всей страны.
О переходе на свободное программное обеспечение (СПО -- программное обеспечение с открытым кодом, которое пользователь может использовать по своему усмотрению с минимумом ограничений) многие из этих людей говорят как о деле решенном -- начальство уже графики такого перехода составляет.
Выступали президент группы компаний "АйТи" Тагир Яппаров и Дмитрий Комиссаров, возглавляющий входящую в «АйТи» компанию "ПингВин Софтвер". Ждали (и дождались) представителя Минкомсвязи, заместителя директора департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Сергея Иванова.
Существенная информация, полученная нашим корреспондентом из выступлений и бесед с докладчиками и участниками мероприятия, сводится к следующему.
Решение о внедрении СПО в органах государственной власти, похоже, действительно принято. Основная причина такого интереса власти к СПО -- непомерная стоимость лицензирования проприетарного софта (программное обеспечение, права на распространение которого принадлежат авторам или правообладателям). У государства, полагает Дмитрий Комиссаров, для обустройства рабочих мест чиновников нет экономически оправданной альтернативы СПО. Задача "ПингВин Софтвер" состоит в том, чтобы предоставить пользователям СПО эффективную поддержку. Бесплатным СПО не будет: деньги отдавать придется, и именно за поддержку. Но в течение трех (не более) лет дополнительные затраты, связанные с переходом на СПО, "отобьются". Лучше всего поставлять СПО не как набор приложений, а как полностью укомплектованное приложениями рабочее место -- это упрощает, в частности, обучение персонала с невысокой IT-квалификацией.
Отдельно говорилось о школах: дескать, машины там стоят настолько старые и хилые, что ничто, кроме свободно распространяемой операционной системы Linux и приложений для Linux, работать на них не может.
Свободный стандарт представления данных (т.н. ODF -- Open Data Format) может стать общенациональным.
По словам Сергея Иванова, госучреждениям, желающим использовать СПО, имеет смысл обратиться к «Методическим рекомендациям по разработке и приобретению программного обеспечения для использования в органах государственной власти и бюджетных учреждениях». Пока ничего другого нет: министерство видит сложности перехода к СПО и не считает возможным форсировать этот процесс циркулярами.
Само министерство в ближайшее время (месяцы) переходит, подавая личный пример, на систему электронного документооборота, разработанную как open source. Конкурс на поставку выиграла "АйТи". Цена программного продукта символическая -- 30 тыс. руб. Если бы можно было вовсе не брать денег за продукт, не взяли бы: зарабатывать предполагается на платном сопровождении.
Такова фактическая сторона дела. Теперь несколько замечаний.
На конференции, посвященной СПО, незримо присутствовала и Microsoft (основной производитель проприетарного софта). С ее продуктами Дмитрий Комиссаров, выступая, явно и неявно сравнивал многое из того, что предлагает "ПингВин Софтвер". Даже само название его компании -- "ПингВин" происходит не от тотемного животного Linux, пингвина по кличке Tux, а от Ping Win, "пни Win(dows)". Сравнение получалось, понятно, всякий раз не в пользу Microsoft, и не всегда выглядело корректным (как пример можно привести утверждение о том, что Linux-системы будто бы не нуждаются в антивирусной защите).
Впрочем, это все частности, обсуждение которых рано или поздно начинает походить на спор футбольных болельщиков. Важнее другие, гораздо более общие вопросы.
Прежде всего речь идет не об удешевлении софта для госорганов (точнее, не только об удешевлении софта), а о перераспределении бюджетных средств от поставщиков проприетарных продуктов в пользу таких компаний, как "АйТи", обещающей поддержку пользователей свободных программных продуктов -- бесплатных самих по себе, но отнюдь не бесплатных в процессе их эксплуатации.
Далее, ссылки на то, что установленная в провинциальных школах вычислительная техника убога настолько, что даже неприхотливая Windows 7 на ней работать не может, вследствие чего надо непременно ставить спасительный Linux, показательны в том смысле, что мы готовы консервировать достигнутый (невысокий, мягко говоря) уровень IT-развития госучреждений. Ясно ведь, что компьютерное старье в школах следует заменить вне зависимости от того, какой софт там будет использоваться.
Несколько менее ясно, что на смену проприетарным технологиям, аналогом (хорошим или плохим -- не суть важно) которых является СПО, идет нечто принципиально новое. Это новое скрывается за не вполне устоявшимся и все еще неимеющим строгого определения термином Cloud Computing («облако компьютеров»), предоставляющее пользователю вычислительные мощности и софт как сервис удаленно, через Интернет -- как сервис, а не как программный продукт, поставляемый на диске и устанавливаемый непосредственно на рабочем месте. Это обстоятельство теми, кто сегодня принимает решение об использовании свободного софта в госучреждениях, возможно, недооценивается. Вопрос о том, что лучше, Linux или Windows, может потерять смысл раньше, чем совершится планируемый сегодня переход на СПО. Государству для сохранения технологической независимости потребуются свои центры обработки данных и совсем другие операционные системы.
Подготовлено совместно с iToday.ru