|
|
N°27, 17 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Болгария торгуется по-украински
«Газпрому» предложили обменять «Южный поток» на уступки по транзиту и поставкам газа
В то время как в Москве премьер-министры России и Греции Владимир Путин и Георгиус Папандреу демонстрировали вчера солидарность по поводу строительства «Южного потока», ключевой участник проекта -- Болгария преподнесла еще один сюрприз. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, посетив вчера Софию с целью возобновить конструктивный диалог о создании совместного предприятия по строительству болгарского участка газопровода, получил список конкретных условий. Среди них увеличение тарифа на транзит газа в Турцию и Грецию, а также изменение схемы поставок сырья для нужд самой Болгарии. Как известно, это стандартный набор требований со стороны Украины вплоть до 2009 года.
Как сообщает болгарская газета «Дневник», ссылаясь на слова министра экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайкова, который участвовал во встрече Алексея Миллера с премьер-министром Бойко Борисовым (на снимке), «тарифы на транзит являются очень низкими, одними из самых низких в Европе». «Газпром экспорт» платит «Булгартрансгазу» 1,7 долл. за транспортировку 1000 кубометров на 100 км. Ставка была установлена в 2007 году, когда была изменена схема оплаты транзита и продлен до 2030 года контракт на прокачку через территорию Болгарии в Грецию, Турцию и Македонию 17 млрд кубометров газа в год. «Газпром экспорт» имеет опцион на увеличение этого объема на 5 млрд кубометров. До этого времени российский концерн расплачивался газом за услуги по транспортировке. Г-н Трайков не сказал, на какую именно прибавку рассчитывает правительство страны. А в официальном заявлении г-на Борисова говорится, что он готов работать по проекту «Южный поток» только с учетом всех интересов страны.
Теперь «Газпрому» предстоит решить, идти ли на уступки транзитеру или дождаться следующего года, когда истечет срок действия контрактов на поставку газа в эту страну. Первый вариант сулит финансовые потери -- около 50 млн долл. в год при увеличении ставки на доллар. Второй может привести к задержке на год проектных работ по «Южному потоку» (так как именно в Болгарии газопровод должен выйти на сушу) и к активизации Софии по поиску альтернативных источников. Г-н Борисов уже встречался в прошлом году с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, который пообещал поставлять 2 млрд кубометров в год, хотя мог бы с тем же успехом посулить и 20 млрд. В обозримой перспективе туркменский газ может попасть в Болгарию только через сети «Газпрома». Были переговоры и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, который, правда, не может найти общий язык с Турцией об условиях транзита 7--8 млрд кубометров газа с проекта «Шах-Дениз-2» в Европу (начало поставок отнесено на 2016 год). Наконец, в начале февраля болгарский премьер договорился с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом проработать вопрос о модернизации газотранспортной системы с целью возможного использования действующего газопровода (по нему в Турцию идет российский газ) в реверсном режиме.
Вчера в «Газпроме» воздержались от подробных комментариев. В пресс-релизе компании лишь сказано, что «в качестве первоочередных задач были названы подготовка ТЭО болгарской части газопровода и создание «Газпромом» и Болгарским энергетическим холдингом совместной проектной компании».
Жесткая позиция болгарских переговорщиков, судя по всему, стала неприятным сюрпризом для г-на Миллера. Ведь еще в конце декабря по итогам заседания межправительственной комиссии и двух встреч г-на Трайкова с российским министром энергетики Сергеем Шматко официально сообщалось о намерении сторон возобновить в январе предметные переговоры по «Южному потоку» на корпоративном уровне. Однако вчера г-н Трайков предложил другую формулу: «Когда мы обсуждаем «Южный поток», мы должны посмотреть, что происходит с транзитом сейчас. Когда мы говорим о текущем транзите, мы должны разговаривать о том, что с транзитными ставками, которые столь низки».
В то же время президент Болгарии Георгий Пырванов вновь поднял вопрос о ликвидации посредников при поставках газа в страну. Эту тему он инициировал в Москве сразу после прошлогодней российско-украинской газовой войны и на словах встретил полное понимание со стороны президента Дмитрия Медведева. До конкретных переговоров дело так и не дошло. До кризиса Болгария закупала около 3,4 млрд кубометров газа. Из них 2,5 млрд кубометров импортировалось через паритетное совместное предприятие «Газпром экспорта» и частной группы «Овергаз Холдинг» -- «Овергаз Инк», еще около 600 млн кубометров поставляла компания WIEE (СП «Газпрома» и немецкой Wintershall). Еще около 50 млн кубометров реализовывал «Газпром экспорт» напрямую, а Болгарский энергетический холдинг получал 300 млн кубометров топливного газа и лишь 100 млн кубометров импортировал. В прошлом году из-за «войны» и экономического спада объем поставок снизился до 2,5 млрд кубометров, а транзит сократился примерно до 12 млрд кубометров.
Тем временем премьер-министр Греции Георгиус Папандреу, который, как и г-н Борисов в Болгарии, пришел к власти в прошлом году, не стал рвать энергетические связи с Россией. Своего российского коллегу гость заверил, что кризисная ситуация в его стране «не окажет отрицательного влияния на проект «Южный поток», а, наоборот, будет способствовать его успешной реализации». Греция, по его словам, готова приступить к созданию совместного предприятия с «Газпромом» и не видит со своей стороны никаких помех для реализации нефтепроводного проекта «Бургас--Александруполис» (его также тормозит София). Как известно, межправительственные соглашения по этим транзитным магистралям с Москвой подписало прежнее правительство Греции. Находящаяся в сложном экономическом положении страна, судя по всему, рассчитывает на российские инвестиции в инфраструктуру.
Непонятно, правда, готова ли Греция на равных нести расходы на строительство газовой и нефтяной труб. Ранее стороны сошлись на паритетном участии в проектировании, прокладке и эксплуатации греческого участка «Южного потока». В консорциуме по «Бургас--Александруполису» ее доля 24,5%.
Г-н Путин морально подбодрил визитера, заверив его, что «Южный поток» -- это такой международный проект, осуществление которого призвано создать условия для посткризисного развития стран-участниц. После этого он многозначительно добавил, что проект «осуществляется на рыночных принципах», а его акционерами являются «три крупные компании -- российская, французская и итальянская, они будут привлекать финансирование с рынка». Правда, к греческому участку это отношения не имеет. «Газпром» и итальянская Eni (они ведут переговоры с французской Electricite de France) создали совместную компанию для строительства морского участка из России в Болгарию по дну Черного моря. А транспортировка газа от болгарских берегов до рынков сбыта в Центральной Европе (через Сербию, Венгрию, Словению и Австрию) и на юге Италии (через Грецию) -- это проблема двусторонних контактов России и «Газпрома» со странами-транзитерами.
Алексей ГРИВАЧ