|
|
N°27, 17 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сохранить нельзя отменить
Вопрос об экспортной пошлине на нефть Восточной Сибири не решится до весны
Дискуссия относительно того, когда должна быть отменена льготная экспортная пошлина для нефти, добытой на месторождениях Восточной Сибири, похоже, далека от завершения. Выступая вчера в Москве на форуме Russia Business Roundtable, помощник президента по экономике Аркадий Дворкович заявил, что окончательное решение по обнулению или возврату ставки на прежний уровень будет принято до конца февраля. Однако в Минфине, который является главным оппонентом сохранения льготного режима, отмечают, что примирить позиции сторон удастся не раньше апреля. Опрошенные же «Временем новостей» эксперты полагают, что, несмотря на то, что процесс согласования затянулся, вопрос будет решен в пользу российских нефтяников.
Вопрос о целесообразности введения нулевой пошлины возник у финансовых властей еще до того, как в декабре под льготный режим попала нефть с 13 восточносибирских месторождений. Тогда отечественным нефтяным компаниям и главному лоббисту их интересов вице-премьеру Игорю Сечину удалось настоять на необходимости введения такой меры. Более того, вице-премьер заявлял, что преференции должны быть сохранены на весь срок окупаемости проектов.
В январе, когда в дисконт-лист были добавлены еще девять месторождений, дискуссия вокруг способов стимулирования нефтедобычи разгорелась с новой силой. Глава Минфина Алексей Кудрин указывал на то, что такая поддержка корпораций будет стоить казне больше 120 млрд руб. ежегодно. Впрочем, ответственным за принятие окончательных решений подобные расчеты пока, по-видимому, не показались особенно угрожающими: несмотря на заявления г-на Кудрина о том, что нулевые пошлины будут действовать только в январе-феврале, сегодня разговор идет уже о продлении «каникул» и в марте. Напомним, что решение о продлении льгот принимаются правительством ежемесячно.
Эксперты также полагают, что подобные преференции являются крайне обременительными для российской казны. «Нулевая экспортная пошлина была необходима, когда цены на нефть упали ниже 40 долл. Когда же они поднялись выше 70 долл., экономическая целесообразность сохранения льготной ставки снизилась. При нынешнем уровне доходности, который позволяет получить благоприятная ценовая конъюнктура на сырьевом рынке, можно было бы ограничиться и льготами по НДПИ», -- пояснил заведующий лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института экономики переходного периода Юрий Бобылев. В то же время он отметил, что необходимо рассмотреть варианты налогового стимулирования нефтяников. «На арктическом шельфе России привлечение необходимых инвестиций возможно только при нулевой пошлине. В Восточной Сибири можно было бы, например, ограничиться половиной ставки», -- полагает эксперт. Минфин в свою очередь предлагает заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину налогом на добавленный доход.
Однако, как предполагает аналитик ИК «Финам» Александр Еремин, итогом затянувшегося противостояния тем не менее станет победа углеводородного лобби. «Минфину редко удается добиться отмены, каких-либо преференций в нефтянке. Скорее всего решат в пользу обнуления. В крайнем случае обнулят даже задним числом», -- уверен эксперт. По его мнению, сохранение льгот -- решение стратегически верное, поскольку позволяет сохранить привлекательность инвестиций в освоение даже труднодоступных месторождений. «Отмена нулевой ставки на экспорт восточносибирской нефти стал бы ударом даже не по доходам отечественных НК, а по их инвестиционным намерениям. В следующий раз они задумаются, прежде чем верить обещаниям правительства и вкладываться в затратные проекты», -- отметил Александр Еремин.
Стоит оговориться, что сохранение привлекательности инвестиций в капиталоемкие нефтяные проекты Восточной Сибири особенно важно, учитывая всевозрастающие потребности Китая. Так, еще в понедельник представители корпорации CNPC заявили о том, что для обеспечения сырьем совместного российско-китайского нефтеперерабатывающего предприятия в Тяньцзине (НПЗ планировалось начать строить в этом году) потребуется дополнительно 15 млн тонн. Напомним, что согласно действующим договоренностям Москва должна поставлять Пекину 15 млн тонн ежегодно. Однако без роста инвестиций требуемое двукратное увеличение поставок вряд ли возможно.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ