|
|
N°22, 10 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Любовь по правилам и без
«День святого Валентина» (США, 2010, Г. Маршалл). Каждый раз в феврале в прокат выходит некоторое количество одноразовых романтических мелодрам и комедий специально к Дню всех влюбленных. Особенность конкретно этого фильма в том, что его снял Гарри Маршалл, режиссер неувядаемой «Красотки» -- уникального проекта, выдержавшего использование длительное и частое. Проблема в том, что с тех пор, с того удачного для постановщика 1990 года, ему так и не удалось повторить этот успех. Хотя снято Маршаллом за его 75 лет около 60 фильмов и сериалов. В «Дне святого Валентина» Джулия Робертс снова участвует, но в эпизоде -- впрочем, в этой картине все роли, в сущности, эпизодические. Потому что на этот раз Маршалл решил взять не качеством, а количеством -- в его новом фильме множество героев, влюбляются все и во всех, любви покорны старые и молодые, белые и черные, а когда она уже нечаянно нагрянет, ждут того самого Дня всех влюбленных, который и смывает все следы, и разрешает все противоречия, и вообще просто приятный праздник.
«Я люблю тебя, Филипп Морис!» (США--Франция, 2009, Гленн Фикарра и Джон Рекуа). Тоже любовная комедия, но нетрадиционная. В главной роли Джим Керри. Его герой, врун, болтун и хохотун, сначала добропорядочно служит в полиции и спит с женой, но после того как ему немного подвинуло крышу в автокатастрофе, обнажает скрытые чувства. Он посещает гей-сайты, занимается аферами, зарабатывает кучу денег и в результате попадает в тюрьму. Где встречает настоящую любовь в лице неотразимого голубоглазого блондина (Юен Макгрегор), и его жизнь наконец обретает настоящий смысл. Так что когда его выпускают из заключения, он делает все, чтобы соединиться с предметом своей страсти. Сюжет, впрочем, не имеет значения, потому что тут главное -- диалоги, шутки и игра актеров. Снявшие это кино режиссеры (они же и сценаристы) -- авторы «Плохого Санты», что тоже хорошо их характеризует.
Смешная и в меру неглупая комедия. К тому же если мы отмечаем День всех влюбленных, то было бы неправильно оставить без внимания чувства неканонические, но от этого не менее, а может быть, и даже более сильные.
«Фонограмма страсти» (Россия, 2009, Н. Лебедев). Любовный триллер, что бы это ни значило. Девушка из службы прослушки (ее играет Елена Николаева) влюбляется в объект прослушивания (в этой роли голубоглазый итальянец Фабио Фулко). Нарушая должностные инструкции, она все делает, чтобы с ним познакомиться. А когда понимает, что жизни ее любимого угрожает реальная опасность, пытается его спасти, и тут уже угроза возникает и для нее самой. Также в картине заняты Сергей Гармаш, Нина Усатова, Анатолий Белый.
Снял фильм и написал сценарий (вместе с Леонидом Порохней) Николай Лебедев, когда-то ярко заявивший о себе первым российским малобюджетным триллером «Змеиный источник», где действие происходило в провинции, в школе, и это было пострашнее всякого маньяка. Потом им был снят довольно заурядный «Поклонник». Снова ощущение успеха замаячило после «Звезды» -- фильма-ремейка, продемонстрировавшего всю сохранившуюся мощь батальных запасов «Мосфильма». С тех пор он чередует камерные психологические драмы с масштабными полотнами -- на первый-второй рассчитайсь. Сначала «Изгнанник», потом «Волкодав из рода Серых псов»» -- фильм и сериал. А после «Фонограммы страсти» снова наступил черед «Волкодава» -- снимается продолжение.
«Агора» (Испания, 2009, А. Аменабар). Снова античность, но на этот раз для взрослых. Снимает Алехандро Аменабар, режиссер как авторского «Моря внутри», так и жанровых «Других». Никаких битв с чудовищами, только неприятные ранние христиане -- фанатики и террористы. В основе -- реальная история, но несколько измененная, в первую очередь из-за личности главной героини, о которой сохранилось много легенд, но мало фактов. В фильме Гипатия, дочь философа Теона, смотрителя Александрийской библиотеки, той самой, что была разграблена ревнителями веры, полагавшими, что языческие книги нужно уничтожать, молода и прекрасна, играет ее красавица Рейчел Вайс. Любви этой Гипатии добиваются многие, но первая ученая женщина, гордость античного мира, философ и астроном, читает лекции, проповедует идеи феминизма, рассуждает об утонченных и очень ученых материях и не склонна к ответным чувствам. А те самые неприятные христиане ведут свою подрывную работу по разрушению цивилизованного мира. И кончается все, как известно, плохо: Гипатию убивают, ее книги сожжены, а прекрасная Александрия, столица культурного мира, практически разрушена. Ужасный V век, ужасные сердца.
Глеб МЫШКИН