|
|
N°18, 04 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Чайво» вдвоем
«Газпром» и Exxon Neftegas возобновили переговоры о маркетинге сырья с «Сахалина-1»
Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин на брифинге, посвященном перспективам развития региона в 2010 году, заявил, что переговоры между «Газпромом» и Exxon Neftegas Limited (оператор проекта «Сахалин-1») приостановлены. По его словам, «компании не достигли договоренности по газу», а диалог шел «в вялотекущем режиме, время от времени». Представитель компании-оператора Диляра Сыдыкова утверждает, что обсуждение перспектив маркетинга газа продолжается. «Exxon Neftegas Limited от имени консорциума «Сахалин-1» ведет переговоры с «Газпромом» о дополнительных поставках газа на внутренний и экспортный рынок», -- заявила она. В «Газпроме» говорят, что переговоры действительно были заморожены на протяжении нескольких месяцев, но на днях возобновились. При этом в концерне заявили, что его позиция остается прежней -- закупка всего газа «Сахалина-1» для нужд внутреннего рынка.
Вчера глава «Газпрома» Алексей Миллер провел совещание по вопросам поставок в АТР, на котором особо подчеркивалось, что «экспорт природного газа в рамках реализации Восточной газовой программы (то есть с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. -- Ред.) будет осуществляться после обеспечения газом отечественных потребителей». Мнения этих потребителей, которым газ, по информации «Времени новостей», в рамках предварительных консультаций предлагается по ценам, сопоставимым с мировыми, никто особо не спрашивает. В том же Приморском крае речь идет об оптовой цене 210--215 долл. за тысячу кубометров. Хотя потенциальный покупатель и продавец не раскрывают подробности ценового торга, «Газпром» явно рассчитывает взять сырье по ценам, близким к себестоимости. По условиям СРП капитальные затраты, понесенные инвесторами, возмещаются в полном объеме, и их, по мнению госконцерна, можно не учитывать при определении цены. Но для ExxonMobil, которой принадлежит 30% в проекте, других участников консорциума (японская SODECO -- 30%, индийская ONGC -- 20%, «Роснефть» -- 20%), а также для государства (является стороной по условиям соглашения о разделе продукции) это означает снижение общей прибыльности «Сахалина-1» и увеличение срока его окупаемости.
«Для рентабельного освоения проекта «Сахалин-1» необходимы долгосрочные поставки большого объема газа как на внутренний рынок, так и на экспорт, -- говорит г-жа Сыдыкова. -- Проект требует многомиллиардных капиталовложений консорциума в строительство береговых и морских объектов на Сахалине, а также инвестиций в развитие региональной инфраструктуры для обеспечения поставок газа». Напомним, что еще в 2006 году Exxon Neftegas Limited подписал с китайской CNPC рамочное соглашение о поставках газа. Но это намерение встретило мощнейшее сопротивление «Газпрома» и российских властей, которые не собирались допустить создание такой бреши в едином экспортном канале. Хотя операторы проектов СРП по закону имеют право самостоятельно продавать добываемый в России газ за рубеж, Владимир Путин, еще будучи президентом, вызвал к себе бывшего губернатора Хабаровского края Владимира Ишаева и отдал распоряжение даже не рассматривать возможности поставок сахалинского газа на экспорт через территорию края. Фактически это был запрет на строительство трубы от действующего газопровода Сахалин--Хабаровск до границы с Китаем.
Аргументы Exxon о том, что для организации добычи природного газа нужны многомиллиардные инвестиции, которые не окупить продажами на внутреннем рынке, монополист отвергает. Во-первых, перспективы экспорта в регионе пока неясны. Переговоры «Газпрома» с китайцами далеки от завершения и касаются на первом этапе поставок из Западной Сибири по газопроводу «Алтай». Как сообщает пресс-служба «Газпрома», на вчерашнем совещании г-н Миллер специально заявил: «Мощная ресурсная база «Газпрома» в Западной Сибири, а в дальнейшем формируемый компанией в Республике Саха (Якутия) новый центр газодобычи позволяют удовлетворить перспективные потребности стран АТР в российском природном газе. Необходимости привлечения в этих целях ресурсов газа других восточных регионов России, в том числе Ковыктинского ГКМ в Иркутской области, не возникает».
Во-вторых, поставки собственного газа на внешние рынки -- это единственный шанс для «Газпрома» окупить вложения в дорогостоящую газопроводную систему на Дальнем Востоке и собственные проекты по добыче газа в Якутии и на сахалинском шельфе. Делиться с Exxon Neftegas Limited в планы не входит. В-третьих, участников «Сахалина-1» поджимает время -- у консорциума есть обязательство начать добычу природного газа на месторождении «Чайво» в 2014 году. Чтобы успеть, необходимо вкладывать средства уже сейчас. Не случайно прошлой осенью у Exxon Neftegas стали сдавать нервы, и компания обратилась в управленский государственный орган (координирует работу по проекту со стороны государства) по «Сахалину-1» с письменной просьбой решить газовую проблему. В итоге уполномоченный государственный орган (УГО) в очередной раз не утвердил в полной мере заявку оператора по затратам на 2010 год. Из 3,5 млрд долл., которые Exxon Neftegas собирается инвестировать, чиновники согласовали только траты на 1 млрд долл. на подготовку к добыче нефти с месторождения. А оставшиеся 2,5 млрд долл., большая часть которых относится к газовому проекту, остались под вопросом до следующего заседания УГО в марте.
Как известно, Exxon Neftegas с 2005 года поставляет 1--1,5 млрд кубометров попутного газа в год в Хабаровский край. В компании особо подчеркивают, что полностью покрывают заявки потребителей региона.
«Газпром», который почти не имеет ресурсов газа для поставок в Приморский край по строящемуся газопроводу Сахалин--Хабаровск--Владивосток, в последнее время не торопит Exxon. «У нас есть примерно 2,5 млрд кубометров газа из причитающейся государству доли добычи с проекта «Сахалин-2», -- говорит источник в компании. -- Из них около 500--600 млн кубометров пойдет на новый блок Южно-Сахалинской ТЭЦ, а остальное согласно распоряжению правительства будет подано во Владивосток к саммиту АТЭС (пройдет в 2011 году)». При этом даже первая очередь будущей трубы рассчитана на прокачку 7 млрд кубометров в год, а проектная мощность -- до 50 млрд кубометров. Газ собственной добычи «Газпром» сможет поставить по ней не ранее 2014 года, когда запланирован старт Киринского месторождения с запасами около 100 млрд кубометров и годовым уровнем производства 3--4 млрд кубометров.
Алексей ГРИВАЧ