|
|
N°18, 04 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банк правительства Москвы
Столичные власти просят ужесточить требования к «хранителям» бюджетных средств
Столичные власти стараются сохранить управление финансовыми средствами города за Банком Москвы. Вчера депутаты Мосгордумы с подачи столичного департамента финансов приняли обращение к коллегам из Госдумы, в котором содержатся предложения об ужесточении критериев отбора кредитных организаций, привлекаемых для обслуживания бюджетных средств. По мнению московских чиновников, действующие требования к банкам слишком либеральны и город рискует «сохранностью бюджетных средств».
Впрочем, по признанию самих финансистов, выступать с просьбами о срочной правке федерального законодательства мэрию заставило возбужденное московским управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) дело в отношении правительства Москвы. Антимонопольное ведомство проанализировало итоги недавних конкурсов по выбору организаций, которые будут обслуживать средства городских бюджетников. И теперь в УФАС подозревают, что во время проведенного в конце прошлого года конкурса, победителем которого, кстати, стал Банк Москвы, были заведомо завышены входные требования к участникам.
Как рассказал вчера «Времени новостей» первый заместитель руководителя департамента финансов столицы Серафим Ярных, до настоящего времени средства более чем 4,5 тыс. бюджетных организаций города обслуживали именно Банк Москвы и Сбербанк. Средний дневной остаток на бюджетных счетах в этих банках, по его данным, составляет порядка 200 млн руб. В целом же речь идет об обслуживании многомиллиардного зарплатного бюджета города. Однако контракты с этими крупными кредитными организациями закончились, и заключать новые городу пришлось уже по новым конкурсным правилам.
В мэрии сетуют, что единственным критерием отбора финансовых организаций, согласно федеральному законодательству, является «только цена услуг или размер выкупа права предоставления» их органам госвласти. «Наши попытки включить дополнительные критерии в качестве показателей финансовой устойчивости банков УФАС рассматривает как ограничение конкуренции», -- негодуют финансисты. «Из числа критериев выпадает такой важный показатель, как надежность и финансовая устойчивость кредитной организации, под которыми подразумеваются размер и структура собственного капитала банка, общий объем выданных кредитов, в том числе «плохих», или, как их сейчас называют, «токсичных», размер чистых активов, финансовый результат за последние несколько лет работы, развитость филиальной сети», -- вторит городским казначеям глава бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов. По его словам, для Москвы главным критерием при выборе кредитной организации по обслуживанию бюджетных средств является «даже не величина процента, а в первую очередь прозрачность и надежность финансового партнера».
Напомним, что для столичной мэрии Банк Москвы больше чем партнер. Правительство города является крупнейшим акционером ОАО «Банк Москвы». Напрямую мэрии принадлежит 48,11% акций банка, кроме того, город может управлять его активами через ОАО «Столичная страховая группа» (компании принадлежит 15,28% акций банка), являясь держателем 25% и одна акция холдинга. Но об этом в своем обращении в Госдуму московские депутаты и чиновники не пишут. Они просто ссылаются на «хорошо себя зарекомендовавшую систему уполномоченных банков, которые для получения этого статуса проходят самый тщательный и строгий отбор».
Кроме того, речь идет еще и о привлечении кредитных организаций для размещения бюджетных депозитов. По данным г-на Антонова, ежегодно мэрия размещает на депозитах временные свободные средства в размере до 120 млрд руб. Сейчас, отмечает финансист из Мосгордумы, город работает исключительно с крупными банками, такими как Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Столичные власти опасаются, что «на аукционы могут прийти средние банки, у которых могут быть проблемы с ликвидностью, и, предлагая высокие проценты размещения, выигрывать конкурсы и получать приличные бюджетные ресурсы» в качестве кредита. Впрочем, в Москве подобных случаев за последние десять лет не помнят. Зато г-н Антонов, судя по всему, до сих пор переживает последствия для городской казны дефолта 1998 года. По его словам, тогда вместе с банкротством некоторых финансовых компаний Москва понесла серьезные убытки. «Мы устали вытаскивать наши деньги из проблемных банков, например из Мост-банка», -- не смог сдержать эмоций депутат.
Во властных кругах столицы уверены, что с помощью поправок, предусматривающих изменение условий проведения конкурсов среди финансовых компаний, можно «защитить бюджетные средства Москвы и всю бюджетную систему от посягательств тех кредитных организаций, которые находятся на грани банкротства, и бюджетные деньги им нужны, только чтобы заткнуть свои финансовые дыры». При этом, по словам г-на Ярных, в качестве союзников в федеральном правительстве городские казначеи видят коллег из Минфина и надеются на их поддержку в борьбе с противниками нововведений из Министерства экономического развития.
Как считает замначальника аналитического отдела ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн, «определенный пакет критериев к банкам, работающим с бюджетными средствами, применять надо». По его мнению, это, возможно, даже расширит ряд структур, которые смогут выступить агентами правительства Москвы по финансовым операциям. «И то, что это будут крупные банки, логично. Для многих операций нужны собственные возможности и средства, и здесь размер имеет значение», -- заявил г-н Рубинштейн «Времени новостей». В то же время, по мнению аналитиков, рассчитывать на ослабление роли Банка Москвы не приходится, поскольку «банк контролируется правительством города, и есть совместная заинтересованность в общей работе». Впрочем, и высокой активности со стороны других участников рынка, по мнению эксперта, сейчас особенно ожидать не приходится. «Ликвидность в секторе высокая, а ставки снижаются. Деньги сейчас не представляют собой большой проблемы для банков, большая проблема -- возможность их использовать», -- отмечает Марк Рубинштейн.
Как рассказал вчера «Времени новостей» руководитель московского УФАС Владимир Ефимов, антимонопольщики действительно подозревают мэрию в злоупотреблении своими функциями как организаторов конкурса. В частности, по данным г-на Ефимова, город выдвинул более строгие, нежели предусмотренные федеральным законодательством, требования к активам банков в размере не менее 50 млрд руб. и их месту в рейтингах международных финансовых агентств.
По мнению УФАС, закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг государственным и муниципальным учреждениям содержит исчерпывающий перечень требований, в том числе и о наличии у банка лицензии. «Если Центробанк выдал соответствующую лицензию, значит, кредитная организация имеет все основания работать на рынке, в том числе с бюджетной сферой», -- не видят повода сомневаться в надежности существующей системы отбора в антимонопольном ведомстве. Пока результаты уже состоявшихся конкурсов и дальнейшая процедура выбора городом финансовых компаний зависят от решения УФАС, которое комиссия городского управления должна принять сегодня.
Юлия ХОМЧЕНКО