Время новостей
     N°18, 04 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2010
Девочка, зажгись
«Иоланта» Чайковского в «Новой опере»
В театре «Новая опера» поставили «Иоланту» Чайковского. Попытка повторить успех оперы «Джанни Скикки», приглянувшейся экспертному совету «Золотой маски» за легкость, красочность и безобидность (постановщики Геннадий Шапошников и Виктор Герасименко), не слишком удалась. «Иоланта» -- волшебная романтическая сказка в изысканной партитурной обертке -- оказалась тоже красочна, тоже по-своему легка, но в то же время удивила сочетанием манерности и неловкости.

Живописный сюжет, в котором главная героиня слепа, но к концу прозревает и где главная смысловая и музыкальная нагрузка приходится на диалог зрячего со слепой о величии света, буквально силком затаскивает постановщиков в игры с черно-белыми и цветными пространствами. Шапошников и Герасименко этому противостоять не смогли и выстроили на сцене двухэтажную конструкцию: сверху все черно-белое, там же россыпи белых воздушных шариков, прозрачных мячиков (символизируют что-то вроде бесцветной легкости бытия). Внизу (весь вечер на арене) толпятся люди в разноцветных трико и модных афгани. Силуэты отчетливо рифмуются со Средневековьем, но количество электричества и неоновых красителей на сцене настойчиво предлагает считать «Иоланту» клубно-уличным новогодним аттракционом.

Игры с цветом в спектакле нарядны и прямолинейны. Выделяется Эбн-Хакиа, мавританский врач, в ядовито-фиолетовом -- его хорошо видно как на черно-белом фоне слепого счастья, так и в цветной заварухе всеобщего оживляжа. Он еще носит в руках белый стеклянный шар и, судорожно давя на кнопки, спрятанные в фалдах, включает шар как лампочку. Еще много маленьких лампочек в нужный момент загорается на самом докторе, и он становится елочкой.

Снегурочка-Иоланта -- вся, как можно предположить, в белом -- мила и улыбчива (в показе 31 января -- аккуратная Ксения Волкова). Дед Мороз (Король Рене) -- в мрачно-черном (Алексей Антонов, обладатель мощного красивого голоса). Снегурочкины женихи пушисты и белы, как зайки. Новогоднюю феерию расцвечивает красный палантин (его заносят на этаж незваные гости), символизирующий... ну чего он только в этой истории не символизирует.

Финал цветистого рассказа -- прозрение Иоланты. Она безмерно счастлива, вокруг нее толпа в трико, и у каждого в толпе цветные очки. Тут впору растеряться. Ясно, что очки тоже что-то символизируют (постановщики объясняют: у каждого своя точка зрения). Сказка про елочку оборачивается историей про Изумрудный город, но в этот момент уже начинает неудержимо хотеться в Канзас.

Тем более что музыкальная составляющая постановки столь же разнообразна и непредсказуема. Голоса на сцене имеются, но как будто точно не знают чем им заняться. Всяк сам по себе, поет как умеет. Оркестр работает изо всех сил, но изысканность предстает навязчивым ритмическим квадратом.

На сцене и в оркестре сложную сказку разыграли чересчур запросто -- с этажами символов, игр и смыслов на месте изящества и простоты.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка