|
|
N°16, 02 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело Подрабинека: уроки и выводы
Массовое сознание россиян нуждается в освобождении от мифов советской истории
27 января Перовский суд Москвы удовлетворил иск ветерана Великой Отечественной войны Виктора Семенова и движения «Наши» к журналисту и правозащитнику Александру Подрабинеку за статью «Как антисоветчик антисоветчикам». Моральный ущерб ветерану суд оценил в 1000 руб. вместо 500 тыс., которых добивались истцы. Кроме того, суд потребовал от ответчика опровергнуть "как недостоверную и порочащую честь и достоинство ветерана" фразу «Ваша родина -- не Россия. Ваша родина -- Советский Союз». Об итогах дела Подрабинека размышляет кандидат экономических наук, преподаватель факультета социологии Российского государственного гуманитарного университета Сергей МАГАРИЛ.
Конфликт вокруг статьи Александра Подрабинека иллюстрирует один из типичных механизмов манипуляции массовым сознанием. Важнейшая предпосылка успеха подобных манипуляций -- профанное, плохо информированное сознание вообще и сознание молодежи в особенности. Такое сознание не способно к критическому анализу стереотипов, настойчиво навязываемых огосударствленными СМИ в качестве официально одобряемых моделей осмысления российских реалий.
Суть приема заключается в спекулятивном обобщении в одном понятии разнородных явлений. Так в понятии «ветераны войны» преднамеренно объединяются такие категории военнослужащих, как солдаты-фронтовики и военнослужащие войск НКГБ (Народный комиссариат государственной безопасности, впоследствии реорганизован в КГБ). Фронтовые части освобождали территории от фашистских войск; части НКГБ, приходившие на уже освобожденные территории, осуществляли репрессии против гражданского населения, аресты, депортации, а то и расстрелы.
Одновременно замалчиваются массовые репрессии, осуществленные советским государством, особенно в правление Сталина (1924--1953). Понятие «советский» охватывает не только ликвидацию неграмотности, индустриализацию, победу в Великой Отечественной войне, освоение космоса, атомную энергетику, общедоступное образование и другие достижения народа. Советский режим -- это и насильственная коллективизация; организованный государством в 1930-х годах массовый голод, унесший жизни нескольких миллионов человек; это и система ГУЛАГа, в лагерях которого погибли миллионы советских людей. Сотни тысяч «ветеранов» НКГБ служили следователями, судьями, конвоирами, охранниками; в ходе следствия пытали арестованных, выносили неправосудные приговоры тем, кто многие годы спустя был реабилитирован как безвинно осужденный; приводили в исполнение смертные приговоры. Таким образом, социальные практики советского режима складывались из резко противоречивых процессов.
Если спросить фронтовиков, за что они воевали, едва ли кто из них скажет, что воевал за ГУЛАГ, голодомор, за бесчеловечную систему государственных репрессий. Но все это неотъемлемая часть советского режима диктатуры и его политики.
После распада СССР советского социализма не стало. Что же защищали солдаты-победители? Отнюдь не государство беспощадной диктатуры и отнюдь не возможность для коммунистических правителей совершать чудовищные преступления над собственным народом, принося в жертву утопиям очередные миллионы жизней. Фронтовики защищали Россию, народ, наше общее будущее, в котором не было места ни государственным репрессиям, ни ГУЛАГу.
Распад советского социализма и, как следствие, распад СССР неизбежно обесценил ту часть «советского наследия», что связана с «советскими тоталитарными ценностями» как исторически тупиковыми. Сюда, безусловно, следует отнести все, что связано с государственной политикой насилия, принуждения и подавления разнообразия интересов как доминирующего способа управления обществом. Однообразное, утрамбованное общество проще контролировать, но оно не способно развиваться. Все это следствие массовой неосвоенности права как метода управления обществом, основанного на договорных отношениях равноправных субъектов, учете и согласовании их разнонаправленных интересов.
В реальной истории, в конкретно-исторических условиях середины ХХ века защита России была неотделима от защиты исторически бесперспективного политического строя. Так же как в Отечественной войне 1812 года защита Родины была неотделима от защиты самодержавия и крепостного рабства. Но, осмысливая собственную историю, рациональное сознание обязано извлекать из нее уроки, как советовал Ключевский.
Мы обязаны отделить жизнеспособные ценности от утопий и заблуждений предшествующих поколений. Не случайно великий социолог Питирим Сорокин утверждал: «Унаследованное нами социологическое невежество наших предков должно считаться единственным и подлинным источником наших интеллектуальных страданий, наших моральных падений, наших ошибок, наших преступлений и социальных бедствий».
И если молодежи на уроках истории советского периода излагают ее облегченный, «улучшенный» вариант, то тем самым воспитывают марионеток, способных лишь тупо выполнять команды циничных кукловодов. Критически осмысливать происходящее эти живые роботы не в состоянии. В них заложена примитивная программа действий, а преднамеренно поддерживаемая государственным телевидением неинформированность, на грани невежества, облегчает кукловодам манипулирование профанным сознанием.
Консервируемые невежеством утопии прошлого и создаваемые властями мифологемы настоящего несут подлинную угрозу национальной безопасности. Известно: образ мысли определяет образ действий. Советский Союз рухнул в условиях мирного времени и в отсутствие критически значимых внешних угроз. Его государственный суверенитет, защищенный мощным ядерным потенциалом, никем не подвергался сомнению. Вторая сверхдержава развалилась под тяжестью внутренних проблем, с которыми не смогло справиться отечественное мифологизированное сознание. В крах СССР немалый вклад внесли самодовольные советские обществоведы, десятилетиями утверждавшие, что им ведомы подлинные законы общественного развития.
Анализируя истоки системного кризиса России, известный социолог академик Геннадий Осипов прямо указывает: «Российская социальная наука... оказалась не на высоте... Социальная наука фальсифицирует прошлое (главным образом историю), мифологизирует настоящее (понуждает людей действовать во имя реализации несбыточных мифов, будь то сплошная коллективизация или сплошная приватизация, тотальное планирование или абсолютно свободный рынок), мистифицирует будущее (призывает жертвовать счастьем и нормальными условиями жизни ныне живущих во имя построения утопического счастливого будущего для отдаленных поколений)».
Поэтому рационализация массового сознания, освобождение его от мифологем прошлого и настоящего -- важнейшее звено национальной модернизации. Без этого национальный прогресс невозможен.
|