|
|
N°11, 26 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Партнерство со многими неизвестными
Авиакомпании ищут формулу объединения
Заседание совета директоров «Аэрофлота», на котором предполагалось обсудить выкуп акций у крупнейшего частного акционера авиакомпании, вчера не состоялось. Оно перенесено на сегодня. Выкуп примерно 30-процентного пакета акций «Аэрофлота» у Национальной резервной корпорации (НРК), контролируемой Александром Лебедевым, -- часть плана, предложенного министром транспорта, председателем совета директоров авиакомпании Игорем Левитиным. Согласно плану полученный пакет собственных акций «Аэрофлот» должен обменять на авиационные активы, которые государство передало госкорпорации «Ростехнологии» для создания новой крупной авиакомпании под рабочим названием «Росавиа». Если предложенная г-ном Левитиным схема будет реализована (это помимо всего прочего поставит финальную точку в проекте «Росавиа»), ГК останется в авиатранспортном бизнесе лишь в качестве миноритарного акционера «Аэрофлота». Между тем генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов (на снимке) вчера впервые заявил о том, что госкорпорация ведет переговоры о партнерстве с другой крупной авиакомпанией -- «Сибирью». Если эти переговоры увенчаются успехом, то вопрос о выкупе пакета НРК скорее всего из повестки совета директоров «Аэрофлота» исчезнет.
Как рассказал «Времени новостей» высокопоставленный сотрудник Минтранса, идея главы ведомства заключается в том, чтобы «Аэрофлот» выкупил свои акции у НРК Лебедева, а затем использовал эти ценные бумаги в качестве обменного фонда для приобретения активов, необходимых компании для расширения деятельности. По словам чиновника, обойтись без выкупа невозможно, поскольку устав «Аэрофлота» написан таким образом, что дает миноритарию возможность блокировать любую попытку реформирования компании. Г-н Лебедев со своей стороны ранее публично заявлял о готовности выйти из состава акционеров «Аэрофлота». По замыслу Игоря Левитина акции должны быть выкуплены на имя какой-нибудь дочерней компании «Аэрофлота». Затем они должны быть обменяны на государственные пакеты акций авиакомпаний, находящихся под управлением госкорпорации с 2008 года (ГТК «Россия», «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Саратовские авиалинии»). В результате «Аэрофлот», который за январь--ноябрь 2009 года перевез 8 млн человек (результаты по году в целом еще не подведены), может увеличить свой пассажиропоток примерно на 70%, сконцентрировать на своих линиях около половины всех летающих россиян и превзойти ближайших конкурентов -- «Трансаэро» и «Сибирь» почти в четыре раза. Разумеется, вопрос оценки активов и коэффициентов обмена одних ценных бумаг на другие обещает быть непростым. Кроме того, часть авиакомпаний, находящихся под «крылом» «Ростехнологий», до сих пор юридически имеют форму ФГУП. Для начала их надо акционировать, и только потом операции с их акциями станут возможны.
Впрочем, у «Ростехнологий», похоже, есть для этих компаний свой собственный план, не совпадающий с намерениями Минтранса. До самого последнего времени госкорпорация занималась созданием объединенной авиакомпании «Росавиа» на базе «своих» авиаперевозчиков, а также авиакомпании правительства Москвы «Атлант-Союз». Однако вчера г-н Чемезов сообщил телеканалу "Россия-24": «Мы ведем переговоры с такими крупными перевозчиками, как «Сибирь». И я не исключаю, что мы договоримся о том, что они тоже войдут в альянс». По его словам, «это решение будет принято в ближайшее время».
Масштабы группы S7, контролирующей авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», таковы, что в этом объединении «Ростехнологии» могут рассчитывать на контрольный пакет. А в варианте с «Аэрофлотом» ГК неизбежно останется миноритарием, причем еще не факт, что ей достанется весь пакет, принадлежащий сейчас НРК. Про «Аэрофлот» в качестве партнера гендиректор Сергей Чемезов вчера не упоминал.
Михаил КУКУШКИН