|
|
N°240, 28 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иракский прорыв
ЛУКОЙЛ вернулся на "Курну"
Закончилась многолетняя эпопея с попыткой крупнейшей частной отечественной нефтяной компании ЛУКОЙЛ выйти в Ирак. Соглашение о работе на месторождении «Западная Курна-2», запасы которого оцениваются в 5 млрд баррелей нефти, она заключила еще в 1997 году. Но с падением режима Саддама Хусейна компания потеряла права на проект. Все это время в ЛУКОЙЛе терпеливо ждали, пока новая администрация начнет распродажу месторождений. На конкурсе, который состоялся прямо перед Новым годом, российской компании совместно с норвежской Statoil удалось предложить самые заманчивые для иракского правительства условия. Успехом закончилась рождественская распродажа и для «Газпром нефти», которая в составе международного консорциума получила права на месторождение «Бадра».
Соглашение с ЛУКОЙЛом о работе на «Западной Курне-2» разорвал в 2002 году еще Саддам Хусейн. Поводом послужило то, что из-за введенных против Ирака международных санкций компания не смогла начать работы в срок. Кроме того, иракский диктатор обиделся на то, что крупным акционером ЛУКОЙЛа тогда стала американская ConocoPhilips. После свержения Саддама ЛУКОЙЛ начал попытки вернуть утраченные права на месторождения. Однако в новой администрации Ирака заявляли, что заключенные в годы правления Хусейна контракты аннулированы. ЛУКОЙЛу не помогал даже политический ресурс: весь иракский долг перед Россией был списан (впрочем, Москва сделала это в рамках международных соглашений), а руководство страны не раз обращалось к Багдаду с просьбой продолжить сотрудничество с компанией Вагита Алекперова.
Когда окончательно стало понятно, что вернуть права на месторождение напрямую не получится, ЛУКОЙЛ объявил о своей готовности принять участие в конкурсе. Причем сделать это компания собиралась вместе с ConocoPhilips. Наблюдатели объясняли такое решение тем, что у консорциума с участием американской компании гораздо больше шансов склонить правительство Ирака на свою сторону. Несмотря на это, ЛУКОЙЛу и ConocoPhilips в октябре не удалось получить права на месторождение «Западная Курна-1»: в компаниях лелеяли надежду, что смогут стать единым оператором всей «Курны». Впрочем, ЛУКОЙЛ это не остановило, и он продолжил борьбу за «Западную Курну-2». Однако на этот раз российская компания по неозвученным причинам решила сменить партнера и подала заявку совместно со Statoil, с которой у ЛУКОЙЛа есть совместный опыт работы в Иране.
Предложенные консорциумом условия иракскими властями были признаны самыми выгодными, однако их экономическую эффективность для самих компаний еще только предстоит оценить. Несмотря на колоссальные запасы месторождения, консорциум не будет являться собственником нефти, а будет работать фактически по сервисному контракту. Он обязался добывать на пике по 1,8 млн баррелей в сутки. После выхода на ежедневную добычу в 120 тыс. баррелей правительство будет платить компаниям по 1,15 долл. за баррель. Таким образом, консорциум будет зарабатывать порядка 700 млн долл. в год. Как рассказали «Времени новостей» в ЛУКОЙЛе, для вывода проекта на самоокупаемость понадобится вложить порядка 4--5 млрд долл. в течение 5--7 лет. Кроме того, согласно контракту четверть в проекте должна быть передана иракской госкомпании. Таким образом, у ЛУКОЙЛа останется в консорциуме 63,75%, а у Statoil -- 11,25%.
«Газпром нефть» в наступающем году должна начать работу на месторождении «Бадра», запасы которого оцениваются в 2 млрд баррелей. В проекте также примут участие турецкая TPAO, корейская Kogas и малайзийская Petronas. Консорциум обязался добывать на месторождении 170 тыс. баррелей в сутки и согласился на вознаграждение в 5,5 долл. за баррель. В «Газпром нефти», перед которой поставлены амбициозные планы по наращиванию уровня добычи к 2020 году до 100 млн тонн нефти, считают такие условия «очень хорошими».
Полосу подготовили Петр ГЕЛЬТИЩЕВ, Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИСОВ, Николай КОЧЕЛЯГИН, Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Ирина ЦЫРУЛЕВА