В отличие от
первой (2006 года) случившаяся в январе вторая газовая война между Россией и Украиной фарс совсем не напоминала. Для многих жителей Молдавии, Болгарии и Словакии первые три недели стали настоящей трагедией с замерзающими домами, школами и больницами. Остальные европейские страны отделались легким испугом. Впервые за 40 лет поставок в Европу произошел длительный масштабный сбой. Под угрозой полного краха оказалась не только репутация Москвы и Киева (она и так в последние годы была далека от безупречности) как надежных партнеров, пострадал имидж природного газа как самого удобного, экологичного и экономичного ископаемого энергоносителя. А это может стоить дорого и поставщикам (они лишатся рынка сбыта), и европейским потребителям, которые по мотивам политического и психологического порядка могут потерять конкурентные преимущества от использования газа.
Прекращенный 6 января транзит российского сырья через Украину был восстановлен только после того, как 19--20 января были подписаны долгосрочные контракты между «Газпромом» и «Нафтогазом» на поставку и транспортировку газа. Документы, которые рассчитаны на 11 лет (по 2019 год включительно), были призваны создать в отношениях между компаниями договорную базу европейского уровня, с привязанной к стоимости корзины нефтепродуктов формулой цены на газ, четким механизмом тарифообразования на транзит и прописанной ответственностью сторон за выполнение обязательств.
Странности начались почти сразу. Менее чем через неделю после заключения договоров они, несмотря на режим конфиденциальности, были опубликованы в Интернете. За это время президент Украины Виктор Ющенко (все переговоры шли под личным контролем премьер-министра Юлии Тимошенко) успел заявить, что контракты противоречат интересам страны и их нужно пересмотреть. Еще через пару месяцев «Нафтогаз» официально обратился в «Газпром» с просьбой уменьшить контрактные объемы поставок с 40 до 33 млрд кубометров в 2009 году. Более того, с апреля 7-е число каждого месяца (конечный срок перечисления денег за потребленный газ) превратилось в «день Ч» с ожиданием нового газового апокалипсиса. Риск того, что «Нафтогаз» не заплатит, а «Газпром» согласно контракту переведет поставки на условия предоплаты и все закончится еще одним прекращением снабжения украинских потребителей и сбою транзита в Европу, был очень велик.
Все это накладывается на президентскую гонку на Украине, в которой участвуют и Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко. Симпатии Москвы сейчас явно на стороне последней. Дмитрий Медведев еще летом послал украинскому коллеге «черную метку» -- письмо фактическом о разрыве отношений с ним, о чем сообщил в своем блоге. Владимир Путин, напротив, с удовольствием общается с г-жой Тимошенко, утверждает, что ему комфортно работать, и даже сделал ей царский подарок -- поручил «Газпрому» письменно отказаться от претензий к «Нафтогазу» по поводу недобора контрактных объемов.
Кульминация политической борьбы намечена на 17 января, когда пройдет первый тур голосования. А за шесть дней до этого украинский концерн должен заплатить «Газпрому» за декабрь около 850 млн долл. И участники политического процесса на Украине дружно ожидают провокаций от оппонентов. В стане Тимошенко считают, что Ющенко сделает все, чтобы сорвать перечисление денег. В окружении действующего президента открыто высказывают подозрения, что премьер готовит инспирированную Москвой операцию по неуплате за газ и дискредитации Украины в глазах мировой общественности.