|
|
N°240, 28 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Автоурок для России
Основным потрясением в международном автопроме в 2009 году стало банкротство двух крупнейших предприятий -- Chrysler и General Motors. После того как минфин США рекомендовал GM подать иск о банкротстве к 1 июня, рынок заговорил о том, какие активы останутся в составе обновленного концерна, а какие будут проданы. Уже в мае заявки на приобретение контрольного пакета одной из «дочек» -- германской Opel -- поступили от канадского производителя автокомплектующих Magna International, бельгийского концерна RHJI и итальянского концерна FIAT.
Германские власти больше устраивало предложение Magna, которая выступила в консорциуме с российским Сбербанком, чем планы итальянцев и бельгийцев, которые, в частности, собирались устроить масштабные сокращения на предприятиях. В поддержку Magna--Сбербанка выступило руководство четырех германских федеральных земель, на территории которых находятся заводы Opel, а локомотивом сделки с участием российско-канадского инвестора стала канцлер Ангела Меркель.
Несколько месяцев консорциум называли основным претендентом на Opel. Для завершения сделки, как сообщали источники, оставалось лишь урегулировать детали соглашения. Счастью, казалось, не было предела: еще никогда российским компаниям не удавалось получить на Западе активы такого рода. Ближе всех к этому подошел, пожалуй, глава «Северстали» Алексей Мордашов, претендовавший в 2006 году на Arcelor, но сделка так и не состоялась.
Впрочем, уже осенью стало очевидно, что GM затягивает переговоры, а перспективы подписания соглашения становились туманными. С американской стороны посыпались заявления об опасениях «утечки технологий и ноу-хау Opel в Россию». Автоэксперты и наблюдатели замерли в ожидании. Кстати, одной из предпосылок завершения сделки стало принципиальное согласие советов трудовых коллективов предприятий Opel, входящих в концерн, по большинству ключевых вопросов планируемого соглашения.
Однако в начале ноября совет директоров GM принял решение не продавать 55% акций Opel консорциуму Magna--Сбербанк. По официальным сообщениям, руководство GM оставило Opel в составе концерна, приняв во внимание «улучшенные прогнозы для авторынка и изменение положения компании». Финальный аккорд стал сюрпризом для всех. «Это говорит о своеобразном отношении американских партнеров со своими контрагентами», -- отметил тогда премьер Владимир Путин, назвав ситуацию вокруг сделки по Opel «уроком для России, который необходимо будет учитывать в будущем».
Несостоявшаяся сделка повлекла за собой отставку руководителя европейского отделения GM Карла Петера Форстера, курировавшего его с июня 2004 года и активно выступавшего за продажу Opel консорциуму Magna--Сбербанк. Как ожидалось, он должен был возглавить бизнес Opel под патронатом новых владельцев. Позже состоялась еще более показательная отставка: совет директоров GM уволил президента и исполнительного директора автоконцерна Фрица Хендерсона, занимавшего этот пост лишь с весны.
Впрочем, компании -- участники несостоявшейся сделки -- Opel, Magna, GM и группа ГАЗ, на мощностях которой предполагалось производить немецкие машины, заверили рынок, что намерены продолжать сотрудничество. По информации западных СМИ, они ведут переговоры о строительстве в России автосборочного завода.
Полосу подготовили Петр ГЕЛЬТИЩЕВ, Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИСОВ, Николай КОЧЕЛЯГИН, Кирилл МЕЛЬНИКОВ, Ирина ЦЫРУЛЕВА