|
|
N°229, 11 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отвязаться от нефти
МЭА выступает за изменение принципа ценообразования на газ в Европе
Председатель правления одного из крупнейших покупателей российского газа E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг в интервью немецкой газете Die Welt заявил: «Если мы не выберем минимальный объем газа (по контрактам с «Газпромом». -- Ред.), то должны будем заплатить аванс, чтобы купить его позднее». Европейским потребителям не удалось убедить «Газпром» пересмотреть в этом году объем газа, за который надо рассчитываться в соответствии с принципом «бери или плати». Необходимость выполнять долгосрочные контракты, судя по всему, не позволит им в полной мере воспользоваться избыточным предложением дешевого газа на спотовых площадках в ЕС.
Главный экономист Международного энергетического агентства Фатих Бирол в этой связи предположил, что потребители в Европе «постараются убрать нефтяную привязку из системы ценообразования на газ», которая используется в долгосрочных договорах. По его мнению, это будет выгодно импортерам, поскольку сейчас спотовые цены на газ «примерно вдвое ниже», чем цены по длинным контрактам.
Сейчас почти весь импортный газ поступает в континентальную Европу по долгосрочным контрактам, а цена определяется по формуле, как правило, привязанной к биржевым ценам на мазут и дизельное топливо, но с лагом шесть--девять месяцев.
Источник «Времени новостей» в «Газпроме» утверждает, что ни один из европейских клиентов, с которыми подписаны соглашения на двадцать лет и более, даже не обмолвился о желании привязать цену к спотовым котировкам. Они просили пересмотреть объем или приостановить действие правила «бери или плати», но российский концерн настоял на необходимости выполнять обязательства полностью. «В рамках контрактов существует достаточно гибкий подход к поставкам, зависящий от реакций на текущую ситуацию на рынке, -- признал г-н Ройтерсберг. -- По итогам года мы можем выбрать меньше газа, чем указано в контракте». О нефтяной привязке он, как и его коллеги в других европейских концернах, не говорил.
При нынешней структуре европейского рынка крупнейшим поставщикам очень просто раскачать цены на свободных торгах, поэтому импортеры прекрасно понимают, что нефтяная привязка -- главный гарант стабильности их бизнеса. Это, конечно, не исключает соблазна оптимизировать портфель закупок за счет трейдерской работы. Но было бы глупо уступить механизм ценообразования экспортерам. А именно это и произойдет, если привязать формулу к спотовым индикаторам. Тем более что поставщики уже создали свою организацию, Форум стран -- экспортеров газа, которая не может работать как картель (договариваться об объемах экспорта и существенно влиять на цены) только из-за отсутствия свободного и глобального рынка газа.
Физический объем торгов на крупнейшей спотовой площадке в континентальной Европе -- Zeebrugge Hub (Бельгия) за восемь месяцев текущего года составил всего 280 млн кубометров. За этот период были проведены операции на 1,3 млрд кубометров. То есть в среднем каждую тысячу кубометров на этом хабе продали по 4,5 раза. Цены здесь даже в период пикового потребления и российско-украинского газового кризиса не превышали 310 долл. за тысячу кубометров, а с середины февраля колебались около 130--150 долл. за тысячу кубометров. Минимум -- около 90 долл. -- был зафиксирован в августе.
Для сравнения: «Газпром» в первом квартале поставлял газ в европейские страны по долгосрочным контрактам по 430--450 долл. за тысячу кубометров, а в июле--сентябре -- по 220--240 долл. (тогда цены опустились до минимальных значений по формуле). Но и объемы торговли на споте и по долгосрочным контрактам абсолютно несопоставимы. Только российский концерн продал за девять месяцев в Европу и Турцию почти 100 млрд кубометров. С таким объемом создать искусственный дефицит газа очень легко, особенно если в сговоре будут участвовать два ключевых поставщика. Сейчас же традиционные экспортеры заинтересованы в наращивании поставок. Кроме того, в условиях снижения спроса на сжиженный природный газ в США и Юго-Восточной Азии Европа оказалась с избыточным предложением СПГ.
Именно этим фактором МЭА объясняет целесообразность отказа от нефтяной привязки в действующих долгосрочных контрактах. В своем ежегодном обзоре мировой энергетики агентство прогнозирует, что в 2012--2015 годах в мире будет и значительный избыток мощностей по импорту газа -- до 200 млрд кубометров по сравнению с 60 млрд в 2007 году. Причем больше всего пострадают трубопроводы. Впрочем, пока проблемы на рынке негативно отразились именно на поставщиках сжиженного природного газа.
Алексей ГРИВАЧ