|
|
N°226, 08 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы подскажем, как уйти с рынка»
Российская авиация снижает обороты
По предварительным данным Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация»), пассажирооборот отечественной гражданской авиации в 2009 году окажется на 10--11% ниже, чем годом раньше, сообщил вчера руководитель ведомства Геннадий Курзенков. Он также предположил, что 2010 год будет тяжелым для отрасли и не все из существующих 168 отечественных авиакомпаний его переживут.
По состоянию на октябрь 2009 года российская гражданская авиация перевезла 38,3 млн пассажиров, сообщил г-н Курзенков. В целом за год это число достигнет 41--42 млн пассажиров. В прошлом году услугами авиации воспользовались 50 млн россиян. Таким образом, за кризисный год количество авиапассажиров России упало почти на 20%.
Правда, если ориентироваться на показатель пассажирооборота, учитывающий не только число путешественников, но и расстояния, на которые они летали, отраслевой спад будет выглядеть скромнее -- 10--11%. Это объясняется тем, что от кризиса в наибольшей степени пострадали региональные авиаперевозки, то есть на относительно короткие расстояния. А дальние полеты, вносящие основной вклад в статистику пассажирооборота, российские авиакомпании выполняют приблизительно в том же объеме, что и до начала кризиса.
Однако сокращение региональных перевозок г-н Курзенков назвал одной из главных проблем отечественной гражданской авиации. Он напомнил, что местные авиалинии важны не только сами по себе, но и как «кровеносная система магистральных перевозок». Сворачивание этой системы уменьшает спрос и на услуги крупных авиакомпаний.
Среди других угроз российского рынка авиаперевозок г-н Курзенков назвал возобновление роста стоимости авиатоплива (которое несколько дешевело после того, как цены на него достигли исторического максимума в июне-июле 2008 года), сокращение национальной сети аэродромов и недостаточное финансирование федеральных целевых программ развития авиации. Руководитель ведомства сообщил, что программа 2002--2010 годов в 2009-м не была профинансирована полностью. Причем федеральный бюджет выполнил свои обязательства перед программой. Нехватка средств порождена тем, что они перестали поступать из внебюджетных источников, т.е. от частных инвесторов.
В текущем году российская авиация окончательно «пересела» с отечественных воздушных судов, изготовленных еще при СССР, на современные западные самолеты. «Из имеющегося парка коммерческих магистральных и региональных воздушных судов, находящихся в эксплуатации в количестве 2697 единиц, только 122 -- воздушные суда российского производства нового поколения», -- сообщил г-н Курзенков. При этом иностранных самолетов в российской эксплуатации -- 462. Они перевезли 73% российских пассажиров на международных линиях и 60% -- на внутренних. Доля отечественной «рабочей лошадки» -- Ту-154М за год снизилась с 24 до 10% пассажиров.
А множество самолетов «советский сборки» просто поставлено на прикол. Доля нелетающего парка в российских авиакомпаниях достигла 35% среди самолетов магистрального класса. И 44% -- регионального. «В среднем в мире, -- напомнил руководитель «Росавиации», -- в результате текущего кризиса на прикол поставлено 12% самолетов».
Первые пять крупнейших авиакомпаний России («Аэрофлот», «Трансаэро», S7, UTair и ГТК «Россия») снизили объемы работ в меньшей степени, чем отрасль в среднем, отметил г-н Курзенков. Одна из этих компаний-лидеров -- UTair -- даже сумела в условиях кризиса увеличить перевозки на 2%. Однако при этом финансовое положение многих авиакомпаний остается неустойчивым, сказал руководитель «Росавиации». Не произнося конкретных названий, он пообещал: «Если кто-то не будет справляться с бюджетом, мы подскажем, как уйти с рынка».
Михаил КУКУШКИН