Год мирового экономического кризиса, самого тяжелого за последние полвека, мировая IT-отрасль пережила. И, можно сказать, успешно. Во всяком случае никто не отправился ко дну, а шторм на рынке, похоже, стихает.
Еще в начале года мы попробовали проследить за состоянием рынка по показателям ведущих публичных IT-компаний.
Эти показатели неплохо отражают общую динамику кризиса: дно падения пришлось на второй квартал года
(см. таблицу). Практически все компании в следующем, третьем квартале повысили свои объемы продаж. Исключение составила только HP, падение ее показателей продолжалось.
Анализ детальных сведений по отчетам компаний подтверждает ранее известную истину -- наибольшую устойчивость в кризисных условиях, как правило, демонстрирует софтверная составляющая IT-бизнеса. Наибольшие проблемы испытывают поставщики "железа". Рынок IT-услуг находится где-то посередине.
Объем продаж -- важный показатель бизнеса, но не единственный, а с точки зрения оценки устойчивости компании (особенно в смутные кризисные времена) и не первостепенный. Самым главным является прибыльность, скорее даже "неубыточность". С этой точки зрения почти все IT-лидеры прошли кризисный год успешно: чистая прибыль компаний снизилась по сравнению с "тучными" годами, но в целом осталась на высоком уровне. Единственное исключение в нашем списке -- это Sun. Но надо сказать, что эта компания испытывала финансовые проблемы с 2002 года.
О причинах трудностей Sun нужно говорить отдельно. Они очень хорошо отражают опасности стратегии развития компании путем приобретений других предприятий. Действительно откуда у компании за третий квартал образовался убыток почти в 2 млрд долл., при том, что объем продаж уменьшился всего на 7%? Откуда этот бешеный всплеск расходов?
Sun тянут вниз кредиты, взятые ранее для приобретения компаний (так, в начале 2008 года Sun, в частности. купила компанию MySQL за 1 млрд долл.). Чтобы лучше понять это, нужно посмотреть финансовый отчет компании и обратить там внимание на строку "Impairment of goodwill = 1,445 млрд долл." (потери стоимости нематериальных активов, таких, например, как доверие клиентов).
С подобными проблемами столкнулась не только Sun. Например, можно увидеть резкое уменьшение прибыли в конце прошлого года и у Google. Но большой запас прочности позволил Google сохранить прибыльность. А вот другой известный IT-игрок, компания Borland, не смогла перенести потерь от падения рыночной стоимости сделанных ранее приобретений, и она была сама куплена британской Micro Focus.
Учитывая все эти проблемы с кредитованием покупок на рынке, акционеры Microsoft осенью прошлого года наверняка воздавали хвалу небесам, за три месяца до обвала фондового рынка спасшим Microsoft от покупки Yahoo.
Но все же вернемся к Sun. Казалось бы, компания разрубила узел своих проблем, согласившись на продажу Oracle. Однако пока ситуация только ухудшается: завершение сделки затянулось (Еврокомиссия никак не даст добро, пытаясь получить от Oracle гарантии по антимонопольным вопросам; в частности, еврокомиссаров волнует судьба MySQL). В условиях такой неопределенности веру в Sun стали терять даже самые преданные ее пользователи, многие из которых ушли к IBM. Как следствие, объемы продаж Sun покатились вниз.
Кризис также обнаружил серьезные внутренние проблемы у Microsoft. Предыдущую полосу мировых экономических неурядиц семь лет назад корпорация прошла на "отлично", почти без снижения темпов роста, что позволило ей резко увеличить долю на IT-рынке. Но в этот раз для нее все оборачивается не так хорошо: показатели Microsoft хуже средних по индустрии.
Очень четко обозначилось ослабевшее звено в продукции компании -- настольные операционные системы, которые всегда составляли надежный фундамент бизнеса Microsoft. Проблемы стали заметны еще до кризиса, в начале 2008-го, тогда было впервые зафиксировано падение продаж Windows. А в этом году процесс перешел, похоже, из хронической в острую фазу.
Во втором квартале 2009 года уменьшение поставок Windows составил 29%, а в третьем -- 39%. Разумеется, некоторый спад всегда бывает в преддверии выхода новой версии продукта, но не до такой степени -- кризис повлиял на продажи гораздо сильнее всех прочих факторов. В результате еще в начале года направление настольных операционных систем перешло на третью позицию в общей структуре бизнеса Microsoft, пропустив вперед не только пакет Office, но и серверные продукты.
В этой ситуации неудивительно, что Microsoft впервые в своей истории форсировала планы выпуска новой ОС Windows 7, развернув при этом невиданную прежде PR-компанию по ее продвижению на рынок. Поможет ли это выправить ситуацию, станет ясно в ближайшее время. Вполне возможно, да -- продажи Windows 7 в течение первого месяца, если верить статистике Microsoft, беспрецедентно успешны.
Отметим, что у корпорации пока явно ничего не получается с повышением эффективности такого направления бизнеса, как онлайн-сервисы. В последнем квартале убытки здесь были почти равны объему продаж (это, впрочем, характерная картина на протяжении всей истории этого подразделения Microsoft).
А вот IBM можно поставить твердую пятерку за работу в условиях кризиса. Хотя объемы доходов корпорации тоже упали, IBM чуть ли не единственный из IT-лидеров, кто смог при этом увеличить размер прибыли. На примере IBM хорошо видна устойчивость к кризису разных направлений IT-бизнеса: в последнем квартале продажи софта упали на 5,4%, а «железа» заметно больше -- на 20,6%.
Intel наиболее ярко демонстрирует проблемы сегмента аппаратных средств. У компании наблюдается наибольший спад продаж, а прибыль упала почти до нуля (хотя за 2008 год в целом прибыль составила 5,3 млрд долл.). Во втором квартале ситуация у корпорации стала выправляться, но в начале мая Intel пропустила мощный удар от европейских бюрократов: Еврокомиссия, рассмотрев иск AMD, решила оштрафовать Intel на 1,06 млрд евро за нарушение антимонопольного законодательства в период с 2002 по 2007 год. (Компания подала иск с протестом на это решение в суд, но пока такие обжалования, как показывает, в частности, печальный опыт Microsoft, успеха не приносят).
Структура бизнеса Intel включает производство процессоров двух типов: для серверов и ПК (x86) и для мобильных устройств (Atom). Второе направление появилось у корпорации примерно десять лет назад, но сейчас оно уже почти сравнялось по доходам с традиционным производством компании. Кстати, по данным о географии продаж Intel очень хорошо видно, где реально производятся компьютерные и мобильные устройства: в третьем квартале около 60% продаж процессоров пришлось на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
HP в приведенном списке -- единственная компания, у которой в последнем квартале скорость падения продаж нарастала (правда, год в целом HP провела заметно лучше, чем отрасль в среднем). На российском IT-рынке компания ассоциируется в первую очередь с поставками "тяжелого железа" (серверы и устройства хранения данных). Но на самом деле это направление занимает лишь 15% в деятельности корпорации, и как раз оно хуже всего переживает кризис (падение на 17% в последнем отчетном квартале).
Главное же в бизнесе HP -- это производство компьютеров (30% от всего объема продаж). Тут наблюдается очень любопытная картина. В штучном измерении продажи возросли (+8%), а в деньгах упали (-12%). То есть средняя цена продаваемых ПК упала примерно на 20% (рискнем предположить, что случилось это вследствие увеличения продаж нетбуков). Причем снижение по деньгам для настольных машин составило 16%, для ноутбуков -- 8%. Разумеется, снизились и поставки устройств печати (за квартал на 15%). Довольно неожиданным выглядит уменьшение продаж программного обеспечения -- на 16%, но надо иметь в виду, что свой софт HP продает по большей части вместе со своей техникой.
Собственно продажи ПО (новых лицензий) заметно упали в третьем квартале и у разработчиков SAP (-31%) и Oracle (-17%). Но оба лидера этого рынка демонстрируют неплохие общие результаты за счет продажи услуг по поддержке имеющихся клиентов.
Компания VMware, поставщик систем виртуализации, демонстрирует положительную динамику бизнеса. Но она не выглядит очень впечатляющей, если учесть, что в 2007-м компания показывала двукратное повышение доходов за год. Кроме того, доля поставок VMware в сегменте средств виртуализации заметно снижается.
Что касается Google, то эту компанию в нашем списке представляет рекламно-издательский бизнес (хотя по праву считается IT-компанией). Кризис сказался на работе Google довольно серьезно (если сравнивать ее темпы роста сейчас и год назад), но в целом компания развивается, как обычно, очень уверенно.
Подведем итоги: крупнейшие представители мировой IT-индустрии пережили кризис без заметных потерь, сохранив прибыльность. Похоже, дно было пройдено во втором квартале, но уверенно говорить об этом можно будет только после публикации результатов 2009 года.
Изменение продаж по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, %
Компания |
III квартал 2008 |
IV квартал 2008 |
I квартал 2009 |
II квартал 2009 |
III квартал 2009 |
Microsoft |
+ 9 |
+2 |
-6 |
-17 |
-14 |
IBM |
+5 |
-6,4 |
-11 |
-13 |
-7 |
Intel |
+1 |
-19 |
-26 |
-12 |
-8 |
EMC |
+13 |
+5 |
-9 |
-11 |
-5 |
Sun |
-7 |
-1 |
-10 |
-29 |
-25 |
SAP |
+16 |
+8 |
-2 |
-10 |
-9 |
VMware |
+32 |
+25 |
+7 |
+0 |
+4 |
Google |
+39 |
+18 |
+6 |
+3 |
+8 |
Hewlett-Packard |
31.10.08 |
+19 |
31.01.09 |
+1 |
30.04.09 |
-3 |
31.07.09 |
-2 |
31.10.09 |
-8
Cisco |
25.10.08 |
+8,1 |
24.01.09 |
-7,5 |
24.04.09 |
-17 |
25.07.09 |
-17,6 |
25.10.09 |
-13
Oracle |
|
30.11.08 |
+4 |
28.02.09 |
+2 |
31.05.09 |
-5 |
30.11.08 |
-5
Примечание: даты публикации финансовых данных HP, Cisco и Oracle не совпадают с окончанием кварталов календарного года, поэтому для них дата указана отдельноПодготовлено совместно с iToday.ru