|
|
N°221, 01 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бутерброд с игрой
«На игре» на московских экранах
В Нижнем Новгороде проходит чемпионат по компьютерным стрелялкам. Победителям помимо обговоренных в регламенте наград достается демо-версия новой отечественной игры «Антитеррор», которая, по мнению не обращающего внимания на саркастические реплики с мест («Ударим лаптем по гриндерсам буржуйским!») главы компании-разработчика (Михаил Горевой), вполне достойна конкурировать с западными аналогами. Игра и вправду оказывается непростая: при попытке ее загрузить геймеры напрочь расплавляют материнские платы своих компьютеров, а сразу после этого понимают, что все навыки, которыми они в совершенстве владели в виртуальном мире, теперь подвластны им и в реальности. И вот уже один безошибочно наводит прицел пульсирующего зрачка на череду картонных Гитлеров в тире парка культуры и отдыха, другой с легкостью расшвыривает в разные стороны хамовых кавказцев в злачном ресторане, третья -- управляет своей видавшей виды машиной с ловкостью Бэтмена... В какой-то момент компания с легкостью уничтожает целую банду до зубов вооруженных террористов при помощи пейнтбольных маркеров, и на них обращает внимание некая могущественная организация во главе с поклонником восточной акупунктуры и, видимо, очень богатым и влиятельным господином по имени Борис Сергеевич (Виктор Вержбицкий, окончательно и бесповоротно монополизировавший на сегодняшний день амплуа злодея в современном российском кино), который делает им предложение, от которого невозможно, да и не хочется отказываться. На повестке дня оказываются альтернативные источники энергии, энигматические палладиевые стержни, интриги вокруг противостояния мафиозных картелей Колумбии, разборки местных криминальных авторитетов и бог знает что еще. А кровь тем временем льется все активнее, и состоит она вовсе не из дигитальных пикселей... А члены еще недавно сплоченной и дружной команды понимают, что в целях -- и способах их достижения -- они все более и более расходятся...
Впрочем, о сюжетных перипетиях и развитии характеров говорить еще рано -- на сегодняшний день в свободном доступе находится только первая половина фильма, обрывающегося на самом интересном месте, по тому же принципу, что и «Параграф 78» и «Обитаемый остров» (про «Убить Билла» все-таки лучше тактично промолчать, хотя режиссер и соавтор сценария Павел Санаев предпочитает сравнивать свое раздвоившееся произведение именно с Тарантино, а не с отечественными аналогами). Имеет смысл говорить только о чистоте стилистики -- в этом плане первая половина фильма вызывает немало вопросов. Пока что цельной картины мира на экране не возникает -- разнородные элементы не склеиваются. Совершенно в разных вселенных существуют мамины котлеты, которыми геймер Максим (Алексей Бардуков) кормит своего кота по кличке Гейтс, и ваза с фруктами, которая стоит рядом с ложем другого геймера, Вампира (Сергей Сирков), и его подруги Риты (Марина Петренко) в каюте футуристического дирижабля Бориса Сергеевича, проплывающего над вполне реальным Нижним Новгородом. А сыворотка правды, которой накачивают неугодных подручные того же Бориса Сергеевича, состоит из принципиально другого вещества, нежели размолотая в кофемолке глюкоза, которую ошалевшие от первых успехов геймеры выдают за кокаин в компании случайных легкодоступных подружек. Нету ни узнаваемой реальности, в которую бы эффектно вторгалась неведомая фантастическая сила, ни условного придуманного мира, где может быть возможно абсолютно все. Взболтано -- пожалуй, но вот смешано -- вряд ли. И идеалом шикарной жизни в фильме так и остается стриптиз под «Моральный кодекс» да проезд на длиннющем лимузине по Новому Арбату мимо несуществующих уже ни в одной из реальностей неоновых вывесок игорных домов. Сильно мешает и весьма специфическая манера общения героев -- все они говорят не просто как по писаному, но, кажется, даже со всеми знаками препинания.
Справедливости ради надо сказать, что узнать, чем там все у геймеров кончилось, на самом деле любопытно -- не до дрожи и бессонных ночей, но все-таки. Да и иные боевые сцены придуманы вполне интересно и эффектно. Но по большому счету просмотр «На игре» сравним в первую очередь с тем сомнительным удовольствием, которое можно при желании испытать, глядя через плечо человеку, упоенно сражающемуся в очередной «шутер». Вроде на мониторе происходит много чего разного, но джойстик зажат в чужой руке, и к совету, пусть даже самому разумному, игрок все равно ни за что не прислушается.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ