В лучших традициях отечественной истории политических партий одно из кавказских отделений «Единой России» испытывает трудности с выбором приоритета. Дагестанский региональный актив, похоже, не может решить, что важнее -- лояльность по отношению к местной власти или партийная дисциплина на федеральном уровне. В минувший четверг часть депутатов дагестанского законодательного собрания обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с предложением пересмотреть список кандидатов в президенты самой южной республики, переданный главе государства Борисом Грызловым накануне
съезда «ЕР». А уже в выходные, по информации «Времени новостей», региональные законодатели в массовом порядке стали изъявлять полную лояльность президенту Медведеву и обещать поддержку любому кандидату, которого он сочтет нужным назвать.
Дагестанский политолог Зубайру Зубайруев напомнил вчера «Времени новостей», что региональная «Единая Россия» испытывала сложности с формированием своего варианта списка кандидатов. По информации политолога, на выходе с разницей в неделю появились две дагестанские версии списка. В обе входил действующий президент Муху Алиев (аварец) и действующий премьер Шамиль Зайналов (кумык). Даргинское место в этих тройках представителей крупнейших дагестанских этносов занимал, по информации г-на Зубайруева, сначала сенатор Ильяс Умаханов, а затем спикер Народного собрания Дагестана Магомед Сулейманов.
Версия генсовета партии «Единая Россия», озвученная после этого Борисом Грызловым, от предложений с места сильно отличалась: от дагестанских списков остался один Муху Алиев. К нему добавились еще трое аварцев: свежеиспеченный вице-премьер Дагестана Магомед Абдуллаев, академический юрист, чья карьера некоторое время была связана с юридическим факультетом Ленинградского госуниверситета, известный предприниматель, советник Сергея Миронова Магомед Магомедов и глава республиканского отделения казначейства Сайгидгусейн Магомедов. Эту аварскую компанию дополнил сын прежнего главы республики, даргинец Магомедсалам Магомедов.
Часть дагестанской политической элиты сочла, что этот список не отражает всего спектра республиканской политики. А некоторые предложенные федеральными партийцами кандидаты либо рискуют не справиться с миссией, либо слишком явно представляют интересы определенных лоббистских групп. И потому едва ли смогут быть поддержаны одновременно всеми дагестанскими группами влияния. Видимо, это стало причиной обращения депутатов, которое последовало в минувший четверг.
Некоторые местные наблюдатели полагают, что это обращение можно считать прецедентом -- никогда еще региональные парламенты не изъявляли подобного несогласия с выбором федерального руководства правящей партии и не требовали учесть их мнение. Исключением можно назвать единственный случай в Нижегородской области. Но там парламентарии в свое время скорее оппонировали действующему губернатору, которого в итоге и заменили. В Дагестане же парламентарии, судя по всему, как раз пытались укрепить позиции действующего президента. Во всяком случае, авторы обращения открыто заявили, что лучше сохранить все как есть.
По имеющейся информации, на следующий день после обращения парламентариев спикер парламента Магомед Сулейманов и глава фракции «Единой России» Николай Алчиев побывали в Москве -- это случилось в пятницу. А в субботу в Дагестан прилетела группа представителей генсовета «ЕР» под руководством заместителя секретаря президиума Сергея Неверова и депутата Николая Панкова. И практически сразу же депутаты стали расписываться в своем абсолютном доверии президенту России, обещая поддержать любой его выбор.
Зубайру Зубайруев рассказал о том, что лояльность подтвердили 52 из 72 депутатов Народного собрания, которым, по его мнению, недвусмысленно предложили альтернативу -- прекратить демарш либо положить партбилеты. Политолог считает, что жесткость, проявленная Москвой, вполне уместна. С его точки зрения, странно, когда парламент, которого не было слышно с момента его избрания в 2007 году, вдруг начинает развивать беспрецедентную политическую активность. И даже в случае роспуска строптивых депутатов в республике никто бы не расстроился.
Однако, по данным «Времени новостей» из администрации президента Дагестана, во время консультаций с представителями высшего партийного руководства большая часть депутатов последовательно выражала поддержку Муху Алиеву, считая, что его следует переназначить на второй срок, в течение которого более вдумчиво подбирать преемника.
Наш собеседник подтвердил, что в Махачкале многие считают наиболее адекватным выходом из создавшейся ситуации именно второй срок действующего президента. Он также предположил, что вопрос о кандидатуре президента будет окончательно решен Дмитрием Медведевым до конца декабря (возможно, уже 19 декабря), хотя первый срок Муху Алиева истекает только в феврале будущего года.