|
|
N°221, 01 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Модернизация традиций
Северный Кавказ ищет способы мирного самовыражения
В Нальчике вчера прошел первый форум «Кавказ: традиция и модернизация», который его организаторы рассчитывают сделать постоянной площадкой для общественного обсуждения проблем этого взрывоопасного региона -- с возможной сменой адреса с учетом интересов всех кавказских республик. Первый форум открывали и вели президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, депутат Госдумы от Кабардино-Балкарии Адальби Шхагошев и член Общественной палаты РФ, ведущий «Первого канала» Максим Шевченко.
Нальчик был выбран организаторами в том числе и из-за своего географического положения -- он расположен почти в самом центре Северного Кавказа. Гостями вчерашних семинаров и пленарных заседаний стали политики, бизнесмены, общественные деятели и журналисты из всех без исключения северокавказских республик, а также эксперты из Москвы. В конференц-зале одного из лучших отелей Нальчика на фоне элегантного задника с вполне современным логотипом в виде двух стилизованных кавказских вершин все они чуть ли не впервые сообща обсуждали самые острые вопросы кавказской политической и общественной жизни.
Не обошлось, правда, без явных странностей: на финальном пленарном заседании за секцию северокавказского бизнеса многословно отчитывался гость -- глава Ассамблеи народов Грузии Гоча Дзасохов. Он сказал, что делать различие между Северным и Южным Кавказом не стоит, вручил Арсену Канокову некий золотой орден и пообещал возрождать Кавказ «вот этими вот руками».
Президент КБР Арсен Каноков сказал журналистам, что Северный Кавказ вполне мог бы стать аванпостом модернизации, провозглашенной президентом Дмитрием Медведевым: в силу местных демографических особенностей здесь гораздо больше молодежи, причем энергичной и ориентированной на успех. «На Кавказе есть традиции, которые следует сохранять и поддерживать», -- пояснил президент республики тему мероприятия. К таковым он отнес, к примеру, кавказское отношение к семье, традиционную многодетность. Это, по мнению Арсена Канокова, особенно ценно в условиях, когда Россия в силу демографического кризиса теряет 600--700 тыс. человек в год. Сохранять и пропагандировать стоило бы также принятое на Кавказе почтение к старшим. «И даже в клановости есть не только минусы, но и плюсы», -- неожиданно заявил президент и пояснил: в горных республиках многие доводятся друг другу родственниками. И нет ничего плохого в том, что родственники устраиваются на работу, пусть даже и с использованием семейных связей, лишь бы они приходили с желанием работать и приносить пользу.
К числу полезных кавказских традиций президент КБР отнес также горизонтальные связи между регионами, которые, по его мнению, следовало бы расширять. Правда, не все традиции способствуют модернизации. В негативном смысле г-н Каноков упомянул, например, до сих пор распространенный на Северном Кавказе обычай кровной мести, а также некоторые обычаи отношений между мужчиной и женщиной. Эти отношения, по его мнению, могли бы стать несколько более открытыми и демократичными.
А заместитель полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Николай Федоряк заявил, что Кавказ «вообще не надо модернизировать -- он живет своей жизнью уже много столетий». Правда, больше внимания стоит уделять вопросам экономического развития и духовности.
Заместитель полпреда традиционно попенял журналистам, что много пишут про северокавказскую нестабильность и мало про позитив. И резонно напомнил, что нет никаких «лиц кавказской национальности», а есть граждане единой России. У г-на Федоряка спросили, что он думает по поводу анонсированного президентом Медведевым в послании к Федеральному Собранию учреждении поста специального федерального чиновника по Северному Кавказу. Заместитель полпреда идею президента приветствует и уверен, что дублировать полпредство новый институт не будет. Особенно если получит право контроля над финансовыми потоками, которого у полпредства нет.
О необходимости жить по единым для всех правовым нормам и общности российского народа в кулуарах говорил и депутат Государственной думы, председатель центрального совета сторонников «Единой России» Франц Клинцевич. «Стабильность на Северном Кавказе определяет климат в стране в целом, -- напомнил депутат. -- К сожалению, часто бывает, что одна общественная группа из региона договаривается в Москве с одними людьми, а другая группа в это же время -- с другими. Это нередко приводит к конфликтным ситуациям, которых можно было бы избежать, если бы все жили по закону».
Всего организаторы форума заявили шесть секций: молодежной политики, бизнеса, образования, семьи и здравоохранения, местного самоуправления, а также межэтнических и межконфессиональных отношений в медиапространстве. Многие участники и гости уже встречались друг с другом на нескольких «круглых столах», которые недавно при участии Максима Шевченко проводились в Дагестане. В том числе и поэтому дискуссии носили действительно вполне живой и неофициальный характер. На межконфессионально-межэтнической секции, к примеру, вспомнили выражение убитого несколько лет назад дагестанского политика Надиршаха Хачилаева о том, что «терроризм -- оружие неуслышанных».
Сразу несколько участников этой секции заспорили о том, стоит ли допускать сторонников «чистого ислама» к подобным общественным дискуссиям, пока они еще не взялись за оружие, или, наоборот, надо вести против них беспощадную борьбу словом и делом. Столичный журналист Орхан Джемаль, к примеру, убежден, что если вообще исходить из того, что «лесные братья» на Кавказе есть, но рано или поздно на этой земле должен наступить мир, а уничтожать «лесных» тотально никто не собирается, то разговаривать с ними необходимо. Ему сразу же ответили оппоненты из Чечни и Дагестана, которые напомнили, что излишняя симпатия к боевикам неуместна, а контрпропаганда в ответ на ту, что активно ведут фундаменталистские проповедники, наоборот, нужна.
Глава дирекции стран СНГ и Балтии РИА Новости Алан Касаев пообещал, что в случае если удастся развить на Северном Кавказе «пучки» локальных электронных СМИ, то появится шанс «впервые за последние сто лет на Кавказе вскочить на подножку уходящего поезда». И не только не потерять этот регион окончательно, но и сделать так, чтобы он выравнялся в развитии по крайней мере со странами Центральной и Восточной Европы.
Предложили создать общую кавказскую радиостанцию, несколько национальных, но при этом русскоязычных газет, летние молодежные лагеря, где все учились бы жить рядом друг с другом, не придавая чрезмерного значения этническим различиям. При этом заместитель главного редактора информагентства Regnum Константин Казенин предостерег от соблазна поощрять молодежные национальные движения в качестве противовеса распространению радикального ислама.
Говорили открыто и часто резко, не боясь, а, наоборот, надеясь, что власти услышат. «Хочется, чтобы люди, во-первых, высказались, а во-вторых, начали вкладываться в будущее Кавказа на уровне коллективного проектного действия, -- резюмировал г-н Шевченко. -- Чтобы начали работать над образом общего будущего. Хватит ждать проектов от московского начальства, необходимо самим идти навстречу времени и его вызовам, самим намечать пути модернизации и развития».
Судя по неподдельному взаимному интересу ораторов и слушателей, потребность Северного Кавказа в движении к мирному, стабильному и, что немаловажно, светскому будущему определена абсолютно верно. Пока, правда, кажется, что контуры "башни", в процессе строительства которой все могли бы стать братьями, выглядят несколько размытыми.
Иван СУХОВ, Нальчик