|
|
N°221, 01 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кант на «Лав-параде»
Калининградским властям рассказали, как привлечь миллионы туристов
Туризм -- особый «пунктик» для чиновников самой западной области России. Частенько бывая в соседних Литве и Польше и видя, как там за последние годы развилась сфера туристических услуг, они верят, что и в Калининградской области возможно туристическое чудо. Балтийское море имеется, пляжи есть, развлечения (утвержденные на федеральном уровне игорная и туристическая зоны) появятся, гостиницы и пансионаты работают, реклама запущена. Осталось только найти «фишку» -- то, ради чего россияне и иностранцы поедут отдыхать именно в Калининград. Местные власти, мечтая о миллионах туристов, бьются над этим не первый год. Пока удается привлечь около 500 тыс. человек ежегодно. Летом 2009 года был заключен контракт со столичной компанией «Стратеджи партнерс», экспертам которой необходимо почти за 1,6 млн руб. из бюджета найти для Калининградской области туристический «философский камень». В конце ноября фирма предложила на суд регионального правительства стратегию привлечения туристов в регион.
Вопросы привлечения туристов всегда с особой заинтересованностью обсуждаются на заседаниях регионального правительства. Члены кабинета министров с удовольствием включаются в дискуссию, предлагая, чем именно можно в Калининградскую область привлечь туристов и каких. Выступит, например, один министр и скажет: Калининград должен заменить Юрмалу, патриотичнее проводить фестивали у нас! А другой добавит: нужно, мол, ходить по местным пляжам и разбрасывать там янтарики, чтобы туристы их находили (как бы случайно), радовались и разносили славу о чудесном янтарном крае по всему свету. Третий не отстает: только в охоте спасение Калининградской области, надо организовать специальные туры для любителей подстрелить что-нибудь живое и принимать их целыми миллионами.
Звучат идеи и помасштабнее: построить в регионе трассу «Формулы-1», разместить филиал берлинского ипподрома, в крайнем случае создать международный (для стран СНГ) молодежный лагерь «Балтийский Артек». Но все это было настолько разрозненно и настолько, мягко говоря, диссонировало с окружающей действительностью, что слова оставались словами, на привлечение туристов особого влияния не оказывая.
Оказывали влияние другие вещи -- например, ужесточение визового режима с соседними государствами (вступление Литвы и Польши в шенгенскую зону). С 2007 года турпоток серьезно сократился. А после того как в Лету канул местный авиаперевозчик -- компания «КД Авиа», превратившая калининградский аэропорт в хаб, туристов стало еще меньше. Прежде из основных крупных российских городов можно было, минуя Москву, добраться до Европы именно через Калининград (задержавшись там на пару дней по пути) -- «КД Авиа» обеспечивала такие рейсы во многие европейские столицы.
Именно на это (на визовые сложности и транспортную недоступность) как на основные проблемы указала представитель «Стратеджи партнерс» Елена Киселева, презентуя в конце ноября в региональном правительстве маркетинговую стратегию продвижения Калининградской области как туристического направления.
По мнению г-жи Киселевой, самый западный регион РФ туристов привлечь сможет и в том случае, если с визами никаких послаблений не будет -- тогда необходимо ориентироваться на «большую» Россию и Украину. Но попытаться добиться смягчения визового режима надо. Если въезд в область станет более свободным, чем сейчас, то проще будет реанимировать авиационный хаб (а не мешало бы еще и паромное сообщение со Скандинавией). Есть первое и второе -- обязательно появится и третье: сами туристы.
Однако губернатор Калининградской области Георгий Боос был не столь оптимистичен: «Мы можем обращаться, добиваться, но это все зависит от отношений России и ЕС. И повлиять на их развитие мы в принципе не можем».
Раз так, то местным властям, видимо, стоит заняться инфраструктурой, ведь море (не самое теплое) и пляжи (из-за штормов они становятся все уже) это хорошо, но что делать туристам в дождливые дни (а их очень много)? Однако вместо этого чиновники опять принялись выдавать на-гора разнообразные «околотуристические» идеи. Услышав от г-жи Киселевой, что в год необходимо тратить около 55 млн руб. на продвижение Калининградской области как популярного туристического направления, глава областного минздрава Елена Клюйкова возразила: «Направление такого объема средств именно на пиар и продвижение кажется сомнительным при отсутствии инфраструктуры. У нас нет велосипедных дорожек. Может, в это сделать вложение? В Берлине каждый год «Лав-парад» устраивают, туда молодежь ездит. Может, и нам мифы и легенды создавать? По теме Канта что-то».
Наследие родившегося и преподававшего в Кенигсберге великого философа Иммануила Канта, безусловно, весьма ценно. И в Калининграде немало его почитателей. Местный краевед Сергей Трифонов, например, ищет с помощью георадаров настоящую (еще кенигсбергского времени) скульптуру Канта, полагая, что она где-то еще с военной поры замурована. Вот только как это увязать с туризмом? Устроить «Кант-парад» по типу «Лав-парада»?
Звучали идеи развивать Калининград как центр образовательного туризма («Но здесь не Кембридж», -- пыталась отбиваться г-жа Киселева), как место для выгодного шопинга (но обилие торговых центров, где продается типично польско-литовский набор по завышенным ценам, -- это еще не шопинг), как территорию, где состоятельные жители столицы могут приобретать дачи и прилетать на уикенд.
В итоге решили, что стратегию следует принять за основу, а компания «Стратеджи партнерс» ее доработает. Уже в 2013 году в Калининградскую область по прикидкам регионального правительства должно приехать на отдых не меньше 2 млн человек -- вдвое больше, чем проживает в регионе сейчас. Даже эта фантастическая цифра является прогрессом на пути к реалистическим оценкам туристической привлекательности области: еще недавно местные чиновники вели речь о 10 млн, потом планку понизили до семи-восьми. Теперь надеются на 2 млн человек.
Вадим СМИРНОВ, Калининград