|
|
N°218, 26 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нас мало, но мы здесь»
Виталий Манский -- президент фестиваля «Артдокфест», президент и продюсер национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», режиссер документального кино, автор фильмов «Девственность», «Закат/Рассвет», «Анатомия Тату», «Путин. Високосный год», «Ельцин. Другая жизнь», «Частные хроники. Монолог». С Виталием МАНСКИМ беседовала обозреватель «Времени новостей» Алена СОЛНЦЕВА.
-- В этом году «Артдокфест» стал уже совсем похож на настоящий, взрослый, европейский фестиваль, вот даже билеты за деньги продаете...
-- Мы и не пытаемся изобрести велосипед. Хотя в России всегда выбирают свой особый путь, но, по моим наблюдениям, он всегда заводит нас в тупик... Во всем, не только в фестивалях.
-- Но ведь зритель в России сильно отличается от европейского. Там публика активная, любознательная, жадная до впечатлений, ориентированная на новое, у нас пока гораздо более инертная, подавленная стереотипами. Что может заставить зрителей прийти на незнакомые названия, неизвестные фамилии авторов?
-- Я от многих сейчас слышу, что они либо вообще не имеют дома телевизора, либо никогда его не включают. Это не просто так. Есть круг людей, которых достали попытки их зомбирования, они хотят интеллектуальной свободы, свободы выбора, свободы оценок, и для них мы одна из немногих -- ну я бы даже сказал, что чуть ли не единственная, но пусть будет -- одна из немногих площадок, куда можно прийти и получить отклик на те проблемы, которые всех нас волнуют и о которых нигде не говорят в массмедийном пространстве. Ну кроме Интернета, но там ты один на один, а здесь можно не просто увидеть, но и обсудить, поспорить, просто совместно пережить свои эмоции.
-- То есть вы хотите создать что-то вроде клубного пространства?
-- А ради этого и существуют все мировые фестивали.
-- Хорошо, но все-таки на какую приманку вы публику ловите?
-- Мы искренне предлагаем человеку попробовать... Это как при сетевом маркетинге. Мы предлагаем пробник, а поскольку мы уверены в качестве нашего продукта -- он не хуже, а может быть, даже и лучше, чем на лучших европейских фестивалях, -- то мы смело говорим: придите хотя бы один раз, посмотрите фильм, и если вас это затронет -- оставайтесь с нами, если нет -- ну тогда извините. Но мы уверены в своем бренде.
-- Но ваш бренд накрывает фильмы очень разные, дело даже не в том, что одни лучше, а другие хуже, но они и по стилистике, и по тематике весьма различны. Как зрителю выбрать свое? Аннотации к фильмам пишут сами авторы, и зачастую плохо, неточно, не давая представления о картине...
-- Поэтому мы выкладываем за две недели до фестиваля в Интернете пятиминутные фрагменты всех фильмов. Посмотрите, что вас зацепит. Может, вам не близка эстетика Сергея Лозницы, может, вас больше интересует жесткая публицистика, тогда смотрите «Убийство девочек» -- про аборты; если интересует геополитика -- идите на фильм «Алеша»; если этические проблемы -- на «Фрицы и блондинки»; если увлекает эстетика «Кинотеатра. doc» -- на «Пошто маловерная», «Вокзал по средам», «Аритмию»... Мы открыты для заинтересованного зрителя -- всю информацию можно получить. Другое дело, что эта открытость ничего не гарантирует. У нас публика ничему не доверяет -- ни прессе, ни фестивалям, ни художнику... Мы хотим это доверие завоевать.
-- Фестиваль проходит третий раз...
-- И каждый раз мы забираем все шире. Может быть, мы даже слишком широко шагаем и следующий раз немного отступим. Посмотрим. В общем, мы хотим за пять лет найти свою аудиторию и свое пространство. Может быть, мы откажемся от кинозала на 700 мест -- для документального кино это огромный зал. Мы сейчас, как Александр Матросов, бросаемся грудью на амбразуру, понимая, что тактически это бессмысленно. Закрыть документальной грудью зал на 700 мест с девяти утра до часа ночи -- это самоубийство, но нет другого способа... Мы не можем перестроить кинотеатр «Художественный» -- и при этом не можем себе позволить, чтобы наши фильмы шли в его малых залах, а в большом в это время показывали какой-нибудь «Гитлер капут» и зрители пресекались бы... Нет другого места в центре, у метро...Конечно, был бы у меня свой кинотеатр...
-- Кстати, у города нет своего кинотеатра документального фильма.
-- Ох, не дай бог, чтобы появился. Зная вкусы правительства Москвы... Мне страшно представить, кто этим будет заниматься и что там будет показано... Было бы, конечно, отлично, если бы можно было создать пул фестивалей -- таких как «Завтра», Большой фестиваль мультфильмов, «Кинотеатр.doc» -- и сделать свой культурный центр... Вот в театре есть традиция, когда режиссеру с именем дают свой театр, свое помещение, в кино такого нет...
-- Есть один -- «Эльдар» Рязанова.
-- Я с величайшим уважением отношусь к Эльдару Александровичу, но если бы он получил его лет сорок назад... И мне бы его надо получить сейчас, а не через сорок лет, когда я буду уже человеком... уставшим от жизни.
-- Все-таки поднять сейчас этот груз -- девять дней такого массива документального кино -- это колоссальный труд. Чем он сегодня вдохновлен? Документальное-то кино не в самой лучшей сейчас форме...
-- Мы в отличие от других фестивалей предлагаем документальное кино в его первородном смысле, истинно документальное кино, и этим пытаемся зацепить зрителя -- пусть придет и попробует хоть один раз его в натуральном виде.
Что касается хорошей формы... Художник, который раз за разом пишет картины, которые ему некому показать и они скапливаются у него в мастерской лицом к стенке, теряет постепенно интерес. У него нет энергии работать дальше, и он или спивается, или идет по пути компромисса, или уходит в себя. Я знаю, что у нас есть авторы документального кино, которые до сих пор ставили картины к стенке, а теперь я им предлагаю вынести их на большую аудиторию. Я потому и бьюсь за премьеры, чтобы картина родилась в полном зале, чтобы авторы увидели живую реакцию, почувствовали интерес прессы, интернет-сообщества, телевизионных каналов, пусть нишевых, и тогда следующий фильм они будут делать с большим внутренним потенциалом... Сейчас художник, если он хочет получить зрителя, обречен на эту музелень для телевизора. А мы говорим: есть и другие формы, при которых ваш фильм может стать общественным событием... Делайте смелее, ярче, провокативнее, делайте то, что вы хотите, а не то, что вам кто-то диктует!
Когда я снимаю кино, я опираюсь на те впечатления, которые получаю на фестивалях, куда меня приглашают, я вижу, как люди реагируют, как воспринимают. Меня эмоционально спасает, что мои фильмы показывают в мире по телевидению, для меня зритель во Франции ничем не хуже российского. Вот мой фильм «Девственность» купил «Первый канал», но он его не показывает, зато его уже посмотрели в Голландии, Эстонии, Финляндии... И когда есть реакция, меня это поддерживает.
И я очень хочу, чтобы у нас было документальное кино, ориентированное не только на узкий социально-политический, отцензурированный заказ официальных массмедиа. Вот для этого и создан «Артдокфест», ну и для зрителей, которым осточертел ящик. Им я говорю: приходите, мы здесь, нас пока мало, но мы есть. Будьте с нами.
-- А вы что-нибудь сами-то снимаете со всеми этими хлопотами?
-- Через два дня после закрытия фестиваля я уезжаю на два месяца в экспедицию на Кубу...
-- Фильм для канала «Дискавери»? Куба -- любовь моя?
-- Ну да, пейзажи, красоты природы (смеется). Я рассчитываю, это будет правдивое кино.
|