Переговоры Владимира Путина и канцлера Австрии Вернера Файмана закончились согласием главы правительства России продлить до февраля разрешение авиакомпании Austrian Airlines на полеты в российские города, истекающее в ноябре. А гость в свою очередь публично заявил, что газопровод «Южный поток» отвечает австрийским интересам. Впрочем, полтора года назад Москва и Вена уже плотно работали над тем, чтобы подписать межправительственное соглашение по этому проекту, но из-за правительственного кризиса в Австрии и распада правящей коалиции, а также вследствие явной ориентации австрийской нефтегазовой компании OMV на строительство альтернативного газопровода Nabucco процесс был заморожен.
Теперь же Вене, во-первых, нужна была отсрочка для своей авиакомпании, а во-вторых, настало время поторопить реальных и потенциальных партнеров по проекту Nabucco, прежде всего
Турцию и Азербайджан, которые продолжают выяснять отношения.
В ответ на активность Анкары в подписании меморандумов о закупках газа с Багдадом и Тегераном (на прошлой неделе турки объявили, что договорились с иранцами о совместной реализации в Европу 35 млрд кубометров газа с «Южного парса») Баку вчера сделал свой ход в направлении Ирана. Президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев сообщил, что подписал меморандум с Национальной иранской газовой компанией по поставкам ей от 500 млн кубометров в год начиная с января. «Цена на газ оптимальна и привязана к ценам на нефтепродукты», -- заявил он, пообещав подписать контракт в декабре.
Напомним, что месяц назад азербайджанцы подписали такой контракт с «Газпромом», после чего президент страны Ильхам Алиев выступил с ультиматумом к Турции, которая почти два года отказывается увеличивать цену закупаемого у ГНКАР газа и выставляет особые условия по транзиту газа со второй фазы освоения «Шах-Дениза» в Европу, что не позволяет Баку вести нормальные переговоры с европейскими компаниями, в том числе и с австрийской нефтегазовой компанией OMV, по загрузке инициированного ею газопровода Nabucco. Турция, правда, не осталась в долгу и сделала свой реверанс в сторону «Южного потока», выдав «Газпрому» разрешение на проведение изысканий по трассе трубы в собственной экономической зоне Черного моря.
Отсутствие прогресса в поисках поставщиков, способных гарантировать загрузку Nabucco, вероятно, и заставило австрийцев вступить в тактическую игру заявлений.
Г-н Файман на пресс-конференции в Белом доме, отвечая на третий вопрос по «Южному потоку» и Nabucco (до этого он ограничивался обтекаемыми формулировками «о шансе увеличить безопасность энергоснабжения»), сообщил, что предложенная Россией труба отвечает интересам и две недели назад правительство Австрии выдало мандат на переговоры об участии в проекте.
А Владимир Путин добавил, что это будет повышать не только стабильность и надежность поставок, но и «дисциплинировать в том числе и наших партнеров по транзиту». Впрочем, это не мешает использовать разговоры о «Южном потоке», Nabucco, Транскаспийской трубе, азербайджанском газе и восстановлении газовой промышленности Ирака для того, чтобы «дисциплинировать» партнеров уже сейчас. Чем все заинтересованные участники с удовольствием занимаются, не обращая особого внимания на экономическую сторону вопроса. Это касается в равной степени и апологетов «Южного потока», и пропагандистов Nabucco.
После той ремарки российский премьер посчитал нелишним еще раз напомнить европейцам причинно-следственные связи газового кризиса. «Я хочу добавить, чтобы было понятно. Будут платить нам партнеры (Украина. --
Ред.) за поставки для внутреннего потребления -- значит, они будут получать для внутреннего потребления. Не будут платить за поставки газа для внутреннего потребления на Украине -- значит, не будут получать. Если они не будут получать, значит, скорее всего будет отбор из экспортного трубопровода. Как только начнется отбор, мы будем сокращать подачу. Поэтому вопрос о надежности нужно обращать сегодня не к нам. А финансовые возможности платить на Украине есть. Это нам подтверждает МВФ».