|
|
N°208, 12 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кантри и вестерн
О гитарных альбомах не из Штатов, но с сильным «американским акцентом»
Алексей Кузнецов. Полвека в джазе (2 DVD, One Records). Два диска вобрали в себя записи гитариста Алексея Кузнецова, архивные и новые. Сольные и коллаборации почти со всеми известными нашими мастерами джаза -- от Гараняна, Бриля и Голощекина до Игоря Бутмана и Алекса Ростоцкого.
Алексей Алексеевич Кузнецов -- потомственный джазмен, патриарх отечественного джаза. Благодаря мелодии к фильму «Мимино» и недавнему ностальгическому проекту с аккордеонистом Владимиром Данилиным Кузнецова знают все. Даже в лицо, поскольку и в советскую пору оно появлялось на телеэкране. Кроме того, Кузнецов -- эдакий Лао Цзы гитарного мастерства: о своем инструменте говорит простыми словами, очень четко, понятно и глубоко. Послушаешь Алексея Алексеевича и уразумеешь: на этом инструменте научиться играть невозможно. Слишком тут все просто, а на понимание простых вещей всей жизни не хватит...
Кредо Кузнецова: «Гитара должна играть мелодию, гармонию и ритм». В первой же пьесе на первом DVD «Избранное 1979--2008. Начало» -- «Блюз на Басманной улице» -- Кузнецов демонстрирует свое умение вести одновременно мелодию и аккомпанемент, создавая сильный перкуссионный эффект. (На втором DVD это же мастерство демонстрируется в убийственной версии It's All Right With Me Коула Портера.) Музыкант говорит, что DVD-антология представляет гитару во всех видах: соло, оркестр, комбо, исполняющие «стандарты» и авторский материал (включая авторский хит «Голубой коралл»). Так и есть.
Я не знаю, под кого «заточены» эти два видеодиска. Очевидно, что они заинтересуют специалистов и меломанов. Но наверняка понравятся и любителям романтичной «олдовой» музыки. И даже тем, кто любит ностальгировать по советским 80-м, поскольку телезаписей тех лет на дисках предостаточно. Отменного, надо сказать, качества -- и по звуку, и по монтажу, и по картинке.
Keith Urban. Defying Gravity (Capitol). Знаете, чем отличается нормальный человек от меломана? Нормальный человек на вопрос, кто такой Кит Урбан, отвечает: «Фиг его знает... А, этот волосатый -- муж Николь Кидман, величайшей голливудской звезды, роскошной дамы и вообще нашей сладчайшей кумирши». Меломан же на вопрос, кто такая Николь Кидман, ответит: «Да фиг ее знает, актрисуля небось какая-нибудь... А, это чикса Кита Урбана, нашего величайшего деятеля contemporary country, австралийца, продающего американцам их любимое кантри, как тот мифический торговец, что сколотил состояние, впаривая белым медведям снег зимой».
Меломаны зрят в корень. Собственно, дальше можно и не продолжать: Defying Gravity -- фирменный продукт г-на Урбана, «взрослый рок», несколько архаичный и традиционный, но совершенно очевидно сделанный в наше время. Правда, кантри-составляющая стала меньше. Но если совсем по правде, у Урбана и прежде мало было этой самой кантри-составляющей: разве что бренчание банджо и настройка гитары DADGAD, столь характерной для этого стиля.
На диске представлен по преимуществу ровный материал, но две песни просто выдающиеся: Sweet Thing (в некоторых изданиях дана в акустической версии) и 'Til Summer Comes Around.
Richard Hawley. True Lover's Gutter (Mute). Гитарист и вокалист из Шеффилда известен по трехлетней работе в группе Pulp, с которой записал альбом We Love Life (2001), последний в дискографии этой замечательной брит-поп-команды.
Хоули тем не менее не типичный брит-поппер, как мы их себе представляем (тонкоголосые очкарики с челками, влюбленные в The Smiths). Хоули -- фанат Хенка Уильмса, Элвиса, рокабилли и прочей олдовой американщины. Хотя есть у него отголоски и Джонни Кеша, и Скримин Джея Хокинса, и Леонарда Коэна, и бог знает кого еще из басовитых мелодистов, но все-таки в изделиях Хоули достаточно брит-попа и свойственной этому стилю легкости. Местами вообще напоминает ранний Divine Comedy, особенно это касается вокальной подачи.
Первый сольный альбом Хоули несколько лет назад оказался на вершине британского хит-парада. Что вообще-то не слишком удивительно, так как «взрослой» гитарной музыки сейчас не очень много, продюсеры и рекорд-компании ставят на тинейджерский попс. Тинейджеры все равно ничего не покупают, только скачивают музыку из Интернета, так что смысл этих «ставок» совершенно непонятен. Взрослая аудитория тем временем в тысячный раз переслушивает старые записи, убежденная, что вся хорошая музыка давно почила в бозе.
Ан нет. Не почила еще.
Александр БЕЛЯЕВ