|
|
N°208, 12 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эдди многорукий
В Москве состоялся очередной King Crimson Festival
В клубе «Б1 Maximum» прошло одно из наиболее масштабных мероприятий серии King Crimson Festival. В рамках этого проекта за последние годы в России выступали ансамбли и солисты, вышедшие из легендарной King Crimson (KC) -- не столько группы, сколько музыкальной лаборатории. С основания (сорок лет назад) и по сей день ее возглавляет гитарист Роберт Фрипп. Под его руководством группа выпустила четыре альбома, почти на каждом меняя музыкантов и стиль, записала еще три, придя к стабильному составу, и распалась в 1974 году, устойчиво заняв одно из первых мест среди монстров прогрессив-рока.
Возрожденная в начале 1980-х, команда начала с чистого листа -- совершенно новую группу объединяли с прежней лишь дух эксперимента и непреклонная воля Фриппа. После еще трех альбомов KC распалась вновь -- и собралась еще через десятилетие. Какие бы стили ни были в моде -- новая волна, гранж, брит-поп, -- KC шутя их осваивала и двигалась дальше. В котле, где кипели идеи Фриппа и его музыкантов -- как на подбор феноменальных, переплавлялись элементы любых направлений, в результате получался стиль KC -- неповторимый, уникальный, всегда новый. Собственно группа King Crimson выступала в России лишь однажды, шесть лет назад. Программа, представленная в «Б1 Maximum», стала продолжением масштабного проекта, реализованного прошлой осенью. Тогда в Казани и Москве выступили две группы участников KC разных лет -- басиста Тони Левин и мультиинструменталиста Эдди Джобсон; мощный финальный джем-сейшн можно было бы принять за выступление очередного состава KC, если бы не отсутствие Фриппа. Теперь был обещан более скромный состав: вновь Adrian Belew Power Trio, открывшая концерт уже знакомая группа Эдриана Белью, практически бессменного вокалиста и гитариста King Crimson с начала 1980-х, плюс Эдди Джобсон (на снимке) со своей новой группой U-Z. Именно он стал главным героем вечера.
В KC Эдди Джобсон не играл, если не считать того, что для выпуска концертного альбома группы USA (1975) ему пришлось переписать скрипичные партии, изначально исполненные другим музыкантом. Зато к духу музыки KC Джобсон -- уникальный скрипач, клавишник и композитор -- имеет прямое отношение: вскоре после распада в середине 1970-х он с двумя ее участниками и гитаристом Алланом Холдсвортом создает супергруппу UK, продолжающую дело KC на новый лад. Джобсон, казалось, был заинтересован в успехе сильнее всех, при том что остальные были опытнее и старше его. Первого состава хватило лишь на один альбом, хоть и высочайшего уровня; второй был записан уже в новом составе. После гастрольного тура группа распалась.
Судьба даровала Эдди еще один -- до недавнего времени последний -- звездный час: с его решающим участием в 1980-е вошла группа Jethro Tull. Клавиши и скрипка Джобсона существенно изменили ее звучание. Группа не воспользовалась этим шансом, предпочтя сомнительные эксперименты с электроникой. Масштаб таланта Джобсона позволяет оценить концертное видео Slipstream, запечатлевшее Jethro Tull 1981 года. Необыкновенно подвижный человек, почти одновременно играющий на скрипке и нескольких синтезаторах (это удается ему и теперь), привлекает не меньше внимания, чем фронтмен Ян Андерсон. С тех пор Эдди не был замечен ни в одном достойном его проекте, не считая единственного выступления с Jethro Tull в 1985 году. Периодически возникали слухи о возрождении UK, но в их реальность никто не верил.
Незадолго до прошлогодних выступлений в России Джобсон объявил о создании группы UKZ. Сейчас в столицу приехал ее усеченный состав под названием U-Z (в него входят также ударник Марко Миннеманн, басист Рик Фьерабраччи и гитарист Грег Хау, игравший у Майкла Джексона). К 30-летию создания UK Джобсон и его команда выдали полуторачасовой сет, составленный в основном из сочинений недолго прожившей группы, -- вокальную партию заменяли электроскрипка или соло-гитара. И если сама по себе идея возрождения UK кажется мертворожденной, то музыка группы в исполнении молодых музыкантов и одного из ее соавторов звучит по-прежнему свежо. Помимо пьес UK сыграли также Starless -- одну из последних композиций King Crimson, записанных перед распадом в 1974 году, и это не выглядело кощунством -- ведь именно Джобсон в ту пору старался сделать все, чтобы сохранить дух KC.
Его хранит и Эдриан Белью: его Adrian Belew Power Trio с мощнейшей ритм-секцией (брат и сестра Эрик и Джули Слик) звучит как утяжеленный KC, если такое можно себе представить. Их часовой сет, поразивший ураганной энергетикой, состоял из оригинального материала и трех песен KC 1980-х. Финал не обошелся без джем-сейшна; в последнем из трех коллективных номеров сыграли все участники концерта, в том числе два барабанщика и два бас-гитариста. И хотя лишь один из находившихся на сцене являлся участником группы King Crimson, казалось, что она где-то рядом. Как и команда мечты UK, не существующая уже около тридцати лет.
Илья ОВЧИННИКОВ