|
|
N°198, 27 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Шанель №2» откупорили в Киеве
На открытии международного кинофестиваля «Молодость»
Премьерным показом фильма Яна Коунена «Коко Шанель и Игорь Стравинский» открылся 39-й киевский международный кинофестиваль «Молодость». Очевидно, что фильм открытия был выбран организаторами фестиваля с умыслом и вовсе не из-за одной лишь прелестной ностальгической и приятной для каждого украинского уха реплики Стравинского-младшего во время обеда на вилле Шанель: «Соскучился я за нашим борщом!» А также не потому лишь, что именно французской премьерой следовало сервировать церемонию, на которой Виктор Ющенко, президент страны в целом и почетный президент фестиваля в частности, вручил приз за вклад в мировое киноискусство «дневной красавице» Катрин Денев.
Главная коллизия «Шанель №2» (первой успела «Коко до Шанель» с Одри Тату) заключается в счастливой встрече русского мятущегося гения (Мэдс Миккельсен) с предприимчивой французской вамп от фэшн-бизнеса (Анна Муглаи). Та в порыве женской страсти и по привычке брать свое везде, где заблагорассудится, приблизила его к себе во всех смыслах, распалила в нем ответное чувство и затем, не чуждая благодарности, выступила спонсором парижской премьеры балета «Весна священная».
За пять лет до этого бурного романа, в прологе фильма, радикальнейшая «Весна» в исполнении дягилевской труппы провалилась на Елисейских Полях под грохот кресел, вопли и проклятия косных парижан, а также под закулисное шипение Вацлава Нижинского, недовольного попыткой уязвленного автора списать свой неуспех на скверное искусство танцоров. И вот теперь, спустя восемь лет, в эпилоге, те же парижане рукоплещут той же «Весне» в исполнении той же труппы, за что, само собой, спасибо надо сказать меценатскому гению Шанель.
Их общий успех настолько сильно врежется в память мадемуазель Коко и мсье Игорю, что именно его каждый из них будет поодиночке вспоминать в последнюю, надо полагать, минуту жизни в заключительных кадрах фильма. Шанель, отчаянно похожая в этот момент на Людмилу Гурченко в образе Майкла Джексона, предается воспоминаниям, возлежа на перине в своем знаменитом костюмчике и шляпке, а морщинистый Стравинский задумчиво поглаживает лысину в собственной спальне. Ему было с Шанель конечно же непросто. Особенно досаждали художнические притязания барышни и желание встать с ним на одну доску, каковое желание встречало его отпор: как-то раз он даже обозвал ее лавочницей. Но без этой «лавочницы» кем бы он, по мысли режиссера Коунена, был? Нищим пришлым композитором с больной женой и оравой детей на руках. Шанса выжить в чужой стране ни малейшего. А тут его подобрали, обогрели, поселили в роскошных черно-белых комнатах. Ну над несчастной женой (Елена Морозова) немного поиздевались -- полноте, плата невелика.
Так вот, фестиваль «Молодость», самый старый и главный украинский киносмотр, остро нуждается в понимающем и щедром «лавочнике». Логично было бы исполнить эту роль государству или поделить ее с городом, но ничего такого не происходит. История с нехваткой средств на существование «Молодости» длится не первый год, и многолетний фестивальный директор Андрей Халпакчи уже грозил уходом, будучи не в силах ежегодно сводить концы с концами. Накануне нынешней «Молодости» местная пресса даже начала активно обсуждать сюжет гипотетического переезда фестиваля из Киева, которому он, выходит, не нужен, во Львов, чьи власти вроде бы обещают радушие. В общем, господин Халпакчи был бы, наверное, очень рад, если бы к ордену, каковой ему неожиданно и не по сценарию церемонии вручил господин Ющенко, прилагалось бы денежное вспомоществование его фестивалю.
Но нет. И торжественной церемонии открытия по карману оказалось лишь фойе кинотеатра «Киев», нисколько для таких целей и такого скопления людей не приспособленное (не говоря уже о том, что для мероприятия, освященного визитом первого лица страны, это явный «неформат»). Первое лицо прибыло в «Киев» с небольшим опозданием, но хорошо, что прибыло вообще: ровно в этот вечер Юлия Тимошенко придумала устроить гала-открытие своей избирательной кампании на Майдане, и действующему президенту было естественным образом совсем не до кино. Тем не менее он приехал в сопровождении супруги и в ожидании госпожи Денев коротал время под вспышками камер, одна из которых пряталась в мобильном телефоне видного киевского продюсера Олега Кохана, известного своим сотрудничеством с Кирой Муратовой. Видимо, господину Кохану не часто доводится лицезреть своего президента со столь короткого расстояния, вот он, возбудившись, и не мог отказать себе в удовольствии поупражняться в операторском мастерстве.
Часть камер оттянула на себя богиня недавней бондианы и нештатный посол Украины в гламурном и кинематографическом мире Ольга Курыленко: она прибыла в Киев по семейным делам и бизнес-причинам, но мило откликнулась на просьбу организаторов «Молодости» задержаться еще на день и украсить собой торжества в «Киеве».
Наконец, представительский автомобиль доставил госпожу Денев в черном бархатном платье со смело оголенным левым плечом. Большая любительница по-звездному опаздывать (как если бы на дворе были боготворившие ее шестидесятые или же все происходило здесь и сейчас, но имя было бы Анжелина Джоли) сверхкратко поблагодарила президента Ющенко и всех собравшихся и сильно истомившихся за врученного ей «Золотого оленя» -- и долгожданный старт фестивалю был дан.
Он, повторю, скромен бюджетом, но по-прежнему богат программой. Конкурсы полного и короткого метра, панорама новейшего украинского кино и актуальное российское «избранное» (не считая допущенных к главному соревнованию «Волчка» Василия Сигарева и «России 88» Павла Бардина), «Французское кино сегодня» и «Немецкий бульвар», израильские и аргентинские ретроспективы -- только успевай знакомиться с молодым мировым кино в его разнообразных версиях и проявлениях. В таком счастливом переборе, в «предложении», априори превышающем физические возможности «спроса», киевская «Молодость» верна себе. В числе нововведений -- превращение традиционной программы гей- и лесби-фильмов Sunny Bunny из ознакомительной в конкурсную. Видимо, в связи с этим «Молодость», расхрабрившись на подступах к пятому десятку, придумала себе такую эмблему: ухоженный русоволосый тинейджер с индифферентным видом расстегивает голубую рубашку, обнажая до пупа исчерченное тату-буквами тело. Эти буквы стайкой вылетают из-за пазухи, и из них складывается название фестиваля. И то правда: лучше уж лицезреть невинный стриптиз юного виртуального очкарика, чем наблюдать за тем, как почтенные мужи-основатели «Молодости» отчаянно рвут на себе рубахи в отсутствие средств, которых их дело, несомненно, заслуживает.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ, Киев