|
|
N°193, 20 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банкротство как вариант
"АвтоВАЗ" впервые заявил о такой возможности в случае неудачи в реструктуризации долга
Руководство «АвтоВАЗа», несмотря на заверения властей о неприемлемости банкротства крупнейшего российского автопроизводителя, вчера впервые не исключило этой крайней меры. Но пока предложило основным кредиторам, в том числе Внешторгбанку и Сбербанку, рассмотреть возможность реструктуризации задолженности, выкупив конвертируемые облигации предприятия на общую сумму 50 млрд руб., рассказал вчера на пресс-конференции в Тольятти исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному управлению компании Олег Лобанов. По его словам, 38 млрд руб. из этих средств необходимы компании на реструктуризацию долга, еще 12 млрд руб. -- на пополнение оборотных средств. Кроме того, требуется 42 млрд руб. на инвестпрограмму с 2010 по 2014 год. Правда, эти средства «АвтоВАЗ» намерен привлечь уже на рыночных условиях. Предприятие рассматривает несколько вариантов реструктуризации своих долгов. Защита от кредиторов -- это самый простой и достаточно реалистичный вариант, который напрашивается в том случае, если варианты с выпуском конвертируемых облигаций и прямыми переговорами встретят жесткое «нет», отметил г-н Лобанов.
По прогнозам руководства автогиганта, чистый долг «АвтоВАЗа» по итогам 2009 года составит 75,2 млрд руб. По состоянию на 1 октября 2009 года основной долг компании, учитывая заем госкорпорации «Ростехнологии» (ей принадлежит 25% акций завода) в размере 25 млрд руб., составляет 62 млрд руб. Кроме того, общая кредиторская задолженность «АвтоВАЗа» перед подрядчиками и поставщиками, по прогнозу компании, по итогам 2009 года составит 8,4 млрд руб. По словам г-на Лобанова, наименьший долг компании был во втором квартале 2008 года и составил 15,6 млрд рублей.
Президент компании Игорь Комаров в свою очередь вчера подчеркнул, что процесс переговоров довольно сложный. «Текущий уровень долговой нагрузки чрезмерен при том объеме продаж автомобилей, который мы имеем сегодня», -- отметил он. Но автогигант все же верит в успех переговоров. «Мы уверены, что переговоры увенчаются успехом и нам не придется прибегать к мерам защиты от кредиторов», -- приводит пресс-служба его слова.
Пока же никаких положительных сдвигов на заводе не происходит. А вчера, несмотря на недавние заверения первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова о том, что массовых увольнений персонала на заводе не будет, г-н Комаров объявил, что «АвтоВАЗ» освободит от работы на предприятии до 2012 года 21,8 тыс. человек. По его словам, по состоянию на 15 октября на предприятии работает 96,2 тыс. сотрудников, из которых временно избыточная численность персонала составляет 21,77 тыс. человек. Г-н Комаров заверил, что эти работники понадобятся предприятию в 2012 году, когда на производство будут поставлены модели концерна Renault-Nissan, а также запущено производство автокомпонентов в Тольятти. По словам главы «АвтоВАЗа», из 21,77 тыс. сотрудников 7,4 тыс. трудоспособного возраста, 5,3 тыс. -- предпенсионного возраста, 9 тыс. -- пенсионного. Ранее руководство «АвтоВАЗа» уже подписало приказ об увольнении с 14 декабря 5 тыс. сотрудников компании.
Основные акционеры «АвтоВАЗа» -- госкорпорация «Ростехнологии», «Тройка Диалог» и Renault -- владеют пакетами по 25% плюс одна акция. Чистый убыток «АвтоВАЗа» по РСБУ в первом полугодии 2009 года составил 14,2 млрд руб. против чистой прибыли в 1,49 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Выручка компании снизилась более чем вдвое, до 40,22 млрд рублей.
Но вице-президент по стратегии компании Григорий Хворостянов вчера отметил, что «АвтоВАЗ» все-таки знает формулу безубыточной работы и намерен ее применить. «Наша задача -- это сокращение платформ, концентрация на одной или двух собственных платформах, восприятие технологий от Renault, содействие в создании своей компонентной базы, приведение структуры российского автопрома к тем стандартам, которые сложились во всем мире. Все это позволит достичь безубыточной работы», -- сказал г-н Хворостянов. По его словам, среди слабых сторон «АвтоВАЗа» -- «технологическое отставание, низкое качество продукции». «Сбыт также плохо ориентирован по укомплектации моделей, неэффективная корпоративная структура, критическое финансовое состояние. Сильные стороны «АвтоВАЗа» -- персонал, масштаб производственной и сбытовой инфраструктуры, партнерство с Renault, которое позволит воспринимать нам технологии и известность торговой марки», -- подчеркнул вице-президент. Он отметил, что если «АвтоВАЗ» выведет на рынок качественные автомобили, они будут востребованы потребителями.
Менеджеры «АвтоВАЗа», по словам г-на Хворостянова, ставят перед собой такие стратегические цели: избежать банкротства, обеспечить доходность на вложенный капитал, сохранить долю рынка в РФ, обновить модельный ряд и кардинально повысить качество. Правда, сегодня очевидно, что до большинства из них без активной поддержки государства руки просто не дойдут.
Ирина ЦЫРУЛЕВА