|
|
N°160, 03 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Арестант не по делу
Президиум Верховного суда признал незаконным продление ареста генерала Бульбова
Президиум Верховного суда (ВС) России вчера признал незаконным решение Мосгорсуда о продлении сроков ареста генералу ФСКН Александру Бульбову, который находится в тюрьме уже почти два года. Он обвиняется в совершении ряда должностных преступлений, в том числе незаконном прослушивании телефонных переговоров и получении взяток. Однако вчера в ВС выяснилось, что в материалах следствия не хватает основополагающего документа -- постановления о возбуждении против генерала Бульбова уголовного дела.
Представители СКП, которые ведут это скандальное расследование, объяснили казус "технической ошибкой" -- в свое время следователь якобы по недосмотру подшил в материалы дела не то постановление, но необходимое, касающееся именно г-на Бульбова, все же имеется.
Сам генерал вчера еще раз во всеуслышание заявил, что его дело носит «заказной характер и является местью за его работу в ФСКН по делу о контрабанде мебели в торговые центры "Гранд" и "Три кита" и китайской контрабанды. Арест г-на Бульбова стал в свое время одним из самых ярких эпизодов так называемой «войны спецслужб»; и сам он, и его адвокаты говорили о том, что сидеть он будет только лишь потому, что на то даны были специальные указания. Правда, за генерала вступалась Генпрокуратура, которая регулярно указывает на "технические ошибки", делающие невозможным уголовное преследование в отношении генерала Бульбова. Но ее аргументы до сих пор особого действия не возымели.
Пока говорить о том, что уголовное дело Бульбова вообще признано незаконным, нельзя. Вчерашним своим решением президиум ВС лишь отменил вынесенное в ноябре прошлого года постановление Мосгорсуда о продлении сроков содержания под стражей обвиняемому на один месяц -- до середины декабря, и велел провести новое заседание по этому вопросу. Такое же решение было вынесено в отношении трех соратников генерала -- Юрия Гевала, Александра Донченко и Александра Гусева. Однако с тех пор Мосгорсуд неоднократно продлял арест г-ну Бульбову, последний раз с 15 августа до 15 ноября этого года. И даже теперь, признав наличие нарушений при избрании меры пресечения, президиум ВС не стал менять ее на иную, хотя и обладает такими полномочиями, и оставил всех обвиняемых под стражей.
Верховный суд уже во второй раз рассматривал вопрос о законности ареста г-на Бульбова из-за того, что в материалах дела отсутствует постановление о возбуждении против него уголовного дела.
Впервые это произошло осенью прошлого года. Тогда ВС обратил внимание на то, что следствие не представило четких данных об уголовном деле, по которому наркополицейские были привлечены к ответственности. Дело о продлении ареста Бульбову было направлено на пересмотр в Мосгорсуд, заседание которого состоялось 12 ноября, и тогда вдруг всплыли любопытные подробности.
Выяснилось, что официальная версия СКП о том, почему был задержан Бульбов, мягко говоря, не совсем точна. Его подозревали в том, что в сговоре с замначальника управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы Михаилом Яныкиным он занимался незаконным прослушиванием телефонов, причем Бульбов якобы платил за это Яныкину деньги. И, как было объявлено, дело Бульбова родилось именно из дела Яныкина.
Но на самом деле оказалось, что оно родилось из другого дела -- некоего гражданина Горохова, которое было возбуждено 28 июня 2007 года, а потом его уже объединили с делом Яныкина. Однако об этом мифическом Горохове (он оказался бывшим сотрудником ГРУ Генштаба) никто ничего не знал целый год, пока, собственно, адвокаты генерала Бульбова не подняли вопрос об отсутствии конкретных обвинений в отношении их подзащитного. Их сомнения по сути подтвердил и ВС.
В Мосгорсуде, на пересмотре вопроса о законности ареста, представители следствия объяснили, что только из-за простой «технической ошибки» постановление о возбуждении дела «в отношении Горохова и иных неустановленных лиц» не было зарегистрировано и в течение года его не видели ни судьи, ни прокуроры, ни адвокаты, ни обвиняемые. Адвокатам это вообще дало повод подозревать, что данный документ был попросту «сфальсифицирован задним числом», а в отношении Бульбова уголовного дела вообще не существовало.
Из представленных СКП документов выходило, что дело в отношении Яныкина было возбуждено 15 июня 2007 года, 27 июня следователь прокуратуры ЦАО Москвы возбудил дело в отношении Горохова, а на следующий день это постановление было отменено и принято новое -- «в отношении Горохова и иных лиц». Это дело объединили с делом Яныкина, и в итоге список обвиняемых звучал так: замначальника управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы Михаил Яныкин, генерал ФСКН Александр Бульбов, его подчиненные Юрий Гевал, Александр Донченко, секретарь генерала Мария Ковалева, бывший сотрудник налоговой полиции Александр Качук, гендиректор ООО «Газтехлизинг» Александр Гусев, начальник одного из отделов МУРа Николай Орлов, сотрудник ГУВД Ванин, бывшие сотрудники Главного разведывательного управления (ГРУ) Генштаба Нестеренко и Горохов, а также некие Арефьев, Перфилов, Шкуриндин и Горьков, о профессиональной деятельности которых ничего не говорилось.
Мосгорсуд 15 ноября прошлого года, принимая решение о продлении ареста, рассудил следующим образом: «Уголовное дело было возбуждено не только в отношении Яныкина и Горохова, но и иных, не установленных в то время лиц. В ходе расследования к ответственности были привлечены эти иные лица, в частности Бульбов, Гевал, Донченко и Гусев, а также другие лица. И возбуждение уголовных дел в отношении каждого из указанных обвиняемых не требовалось».
Но, как выяснилось вчера, это постановление «в отношении Горохова и иных неустановленных лиц» так и не было подшито к материалам дела -- там было другое, первое, в отношении одного лишь Горохова. «В материалах дела отсутствует постановление о возбуждении уголовного дела непосредственно против Бульбова, -- заявил вчера на заседании президиума ВС замгенпрокурора Виктор Гринь. -- Согласно закону преследование гражданина без возбуждения против него уголовного дела запрещено. Следовательно, гражданин не может содержаться под стражей без постановления о возбуждении в его отношении уголовного дела». Из этого заявления г-н Гринь сделал вывод, что Бульбов, Донченко, Гевал и Гусев «находятся в СИЗО по незаконным основаниям». Адвокаты настаивали на немедленном освобождении своих подзащитных, а замгенпрокурора просил отправить разрешение вопроса о продлении ареста на пересмотр в Мосгорсуд.
Представитель СКП вчера вновь заговорил о «технической ошибке». По его словам, по этому поводу уже была проведена служебная проверка, которая показала, что следователь, подшивший к материалам дела не тот документ, сделал это случайно, по ошибке и вовсе не хотел нарушать закон. Поэтому, заявил он, в СКП не стали возбуждать уголовное дело в отношении их «нерадивого» коллеги.
Официально расследование дела генерала Бульбова и его соратников уже завершено, сейчас подходит к концу стадия ознакомления обвиняемых и адвокатов с его материалами, и, как предполагается, уже в этом месяце оно может быть направлено в суд для рассмотрения по существу. Сам Александр Бульбов по этому поводу вчера заявил: «Я уже завершил ознакомление с материалами уголовного дела и не нашел в нем ни одного документа, который бы давал следствию возможность задерживать меня и заключать под стражу. Ни одного доказательства вины нет».
Президиум ВС, согласившись с позицией г-на Гриня, вернул дело о законности ареста на новое рассмотрение, и теперь слово вновь за Мосгорсудом.
Екатерина БУТОРИНА