|
|
N°86, 21 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ниже голенища
Караван «Джиро» пошел на вторую часть дистанции многодневки
Позади больше половины маршрута второй по значимости в международном календаре шоссейной велогонки «Джиро Д'Италия». Вчера прошел 11-й этап многодневки, празднующей в этом году свое столетие. Всего же в расписании рабочих будней пелотона 21 соревновательный день и два выходных. «Джиро» финиширует 31 мая в Риме индивидуальной 15-километровой разделкой. В среду на дороге между Турином и приморским населенным пунктом Аренцано проходил несложный по рельефу этап, который должен был стать для каравана некоей передышкой между самой длинной гонкой Кунео -- Пинероло (262 км с тремя горными восхождениями) и сегодняшней разделкой на 60 км. Тем не менее день спокойным не получился: острой борьбы и драматичных эпизодов хватало. В спринтерской разборке победил британец Марк Кавендиш («Тим Коламбия -- Хай Роад», бывшая велогруппа «Т-Мобайл»). В генеральной классификации лидирует триумфатор «Джиро»-2007 итальянец Данило Ди Лука (LPR), на втором месте россиянин Денис Меньшов из голландского Рабобанка», отстающий на 1 мин. 20 секунд.
Италия и весь Апеннинский полуостров на карте мира по очертаниям похожи на сапог. Стартовав в Венеции, пелотон объехал все голенище и теперь будет спускаться ниже, но до каблука так и не доберется, потому что на предпоследнем этапе снова начнет движение на север.
Наши поклонники мастеров спицы и колеса уже третий год подряд на «Джиро» не только следят за соотечественниками, выступающими в зарубежных командах, но и имеют возможность наблюдать за российской велогруппой. В предыдущие два сезона это была «Тинькофф. Кредитные системы», сейчас -- ее преемница, «Катюша», оказавшаяся в числе участников гонки не по «уайлд кард», а как команда элитного дивизиона. У «Катюши» более чем серьезный бюджет (по некоторым оценкам, порядка 15 млн евро), что дало возможность привлечь в состав куда более именитых гонщиков, нежели в свое время «Тинькофф».
Увы, но первая для «Катюши» многодневка из категории «Гранд Тур» (в эту суперсерию входят также «Тур де Франс» и испанская «Вуэльта») началась с допингового скандала, столь характерного для нынешних реалий отечественного спорта. И пусть в данном случае на употреблении запрещенных веществ попался иностранец, наш имидж в мировой спортивной семье снова оказался изрядно подпорчен. Все-таки велошоссе -- это в большей степени командный вид, нежели индивидуальный.
За два дня до старта «Джиро» «Катюша» отстранила от участия в многодневке австрийца Кристиана Пфаннбергера, чья допинг-проба, взятая в марте в рамках внесоревновательного контроля, дала положительный результат на рекомбинатный ЭПО (эритропоэтин). Австрийца заменили на Александра Серова, а руководство команды заявило о полной непричастности к данному допинговому случаю, исключив Пфаннбергера из своих рядов. Президент команды Андрей Чмиль назвал происшествие с австрийцем «терактом для «Катюши».
Состав российской команды на «Джиро» выглядит так: Филиппо Поццато и Люка Маццанти (Италия), Павел Брутт, Никита Еськов, олимпийский чемпион Афин-2004 в трековой гонке по очкам Михаил Игнатьев, Сергей Климов, Евгений Петров, Александр Серов и британец Бенджамин Свифт. Гонка стартовала с командной разделки, и «Катюша» показала шестое время (из 22 участников). На втором этапе Свифт финишировал третьим. Через несколько дней, когда «Джиро» после заезда на территорию Австрии вернулась в Италию, Брутт замкнул тройку призеров седьмого этапа. На этом список достижений гонщиков «Катюши» исчерпывается. Лучший из них в генеральной классификации Евгений Петров занимает место в пятом десятке.
Десятый этап ознаменовался отличным выступлением первого номера голландского «Рабобанка» Дениса Меньшова, поднявшегося в общем зачете с пятой на вторую позицию. Меньшов стал третьим призером, уступив обладателю розовой майки лидера Ди Луке всего 10 секунд. По начальной задумке организаторов, маршрут этапа должен был полностью копировать гонку 60-летней давности. В 1949 году легендарный Фаусто Коппи (пять побед в общем зачете «Джиро» и суммарно 22 виктории на этапах) успешно штурмовал вершину Col d'Izoard на территории Франции (2361 м над уровнем моря). Однако выяснилось, что в этом районе проблемы с качественной радиосвязью, поэтому дистанцию пришлось подкорректировать. В итоге гонка стала даже более протяженной, чем предполагалось -- 262 км вместо 250.
Вызов пелотону бросил 35-летний итальянец Стефано Гарцелли, победивший на «Джиро» в 2000 году. Он выиграл главную горную премию нынешней многодневки Cima Coppi (2035 м) на курорте Сестриере, но сил до конца маршрута ветерану не хватило. За 25 км до финиша Гарцелли догнали соотечественник Джованни Висконти и Андрей Гривко, выступающие за украинско-итальянскую команду второго дивизиона ISD. На последнем подъеме основная группа «просеялась», Гарцелли и его спутников опередили Меньшов, испанец Карлос Састре, итальянцы Франко Пеллицотти и Ди Лука. Последний оказался сильнее в финишной борьбе на спуске, выиграв уже второй этап на «Джиро»-2009. Гарцелли, собрав премиальные очки на высоте, возглавил классификацию лучших горных гонщиков и облачился в соответствующее этому статусу зеленое трико.
Концовка этапа не обошлась без происшествий. Когда оставалось преодолеть 18 км, дорогу пелотону в черте небольшого городка преградила группа манифестантов. Безработные, растянувшие огромный плакат, требовали лучшей для себя участи. Поскольку толпа расходиться не собиралась, полиция и организаторы до приезда участников оперативно изменили маршрут, направив гонщиков в объезд по узким улочкам.
Вчера понесла потерю казахстанская «Астана». Из-за последствий случившегося накануне падения гонку не смог продолжить 37-летний Крис Хорнер по прозвищу The Smiler (Улыбчивый). Этот американец в пелотоне отличается тем, что даже во время тяжелейших физических нагрузок сохраняет довольное выражение лица. Однако в минувшие два дня ему явно было не до улыбок. Хорнер, получивший повреждение сухожилия ноги, стал десятым велосипедистом из 198 стартовавших, кто сошел с дистанции. По-прежнему в больнице с тяжелыми травмами находится испанец Педро Оррильо («Рабобанк»), несколько дней назад упавший в ущелье с высоты 60 м. Если бы кто-то из каравана сопровождения не заметил валявшийся около отбойника бесхозный велосипед и не посмотрел вниз, все могло завершиться летальным исходом.
На пару часов главным героем телевизионной трансляции 11-го этапа стал россиянин Владимир Исайчев из испанской «Галисии», в названии которой еще в прошлом сезоне присутствовала фамилия генерального директора футбольного клуба «Спартак» (Москва) Валерия Карпина. Как только пелотон «съел» Исайчева, порой лидировавшего с преимуществом в 8 минут, караван начал разгонять до скорости 63 км/час самый знаменитый участник «Джиро» и, как ни странно, ее дебютант -- семикратный победитель «Тур де Франс» американец Лэнс Армстронг («Астана»). Проверив свои возможности проходить в стремительном темпе крутые повороты, Армстронг предоставил возможность делить призовые спринтерам. В итоговом протоколе этапа вслед за Кавендишем расположились американец Тайлер Фаррар и знаменитый итальянский финишер Алессандро Петакки.
Напомним, что Железный Лэнс вернулся в большой спорт после трехлетнего перерыва, соревнуется с января 2009 года и впервые в карьере решил поучаствовать в «Джиро». Хотя его главная задача -- в очередной раз проявить себе на французской «Большой петле». В окрестностях Аренцано Лэнс, дотоле пребывавший в тени, просто продемонстрировал свои недюжинные возможности.
У Меньшова перед сегодняшней разделкой задача сократить отставание от Ди Луки, не проиграть австралийцу Майклу Роджерсу и американцу Леви Лейфаймеру, которых россиянин опережает на 13 и 20 секунд соответственно. Продолжают претендовать на общую победу признанные многодневщики Карлос Састре (проигрыш лидеру -- 1 мин. 54 сек.) и Иван Бассо (2.03).
Илья ТРИСВЯТСКИЙ