Время новостей
     N°85, 20 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2009
Телефонное право
Норвежскому премьеру не удалось убедить Владимира Путина вмешаться в спор "Теленора" и "Альфа-Групп"
Победа маленькой, но гордой Норвегии на завершившемся в воскресенье в Москве конкурсе "Евровидение" стала зачином встреч премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга с российским коллегой. Открывая вчера очередной раунд российско-норвежских переговоров на высшем правительственном уровне, премьер Владимир Путин начал было с традиционных слов о взаимном экономическом сотрудничестве, но спохватился. Точнее, ему подсказал гость -- премьер Норвегии Йенс Столтенберг. Он заявил, что после московского «Евровидения» и триумфа норвежского певца Александра Рыбака «наши отношения становятся все лучше и лучше» буквально на глазах миллионов зрителей.

В итоге г-н Путин поздравил молодого исполнителя, но дал понять норвежскому коллеге, что его ждет впереди непростое дело -- проведение «Евровидения». «Придется вам газу немного накачать, чтобы провести конкурс на должном уровне», -- в своем стиле пошутил российский премьер. Г-н Столтенберг пообещал не ударить лицом в грязь: «Не могу обещать, что мероприятие ("Евровидение" в Осло. -- Ред.) будет столь великолепным, как в Москве. Но мы приложим все усилия».

После обмена новостями из мира поп-музыки делегации перешли к широкоформатным переговорам. Они оказались довольно продолжительными и касались очень многих тем: энергетики, экологии, российского присутствия на Шпицбергене, пограничных споров, рыболовства. И все шло исключительно под флагом мира и сотрудничества. Кроме одного -- давнего скандала вокруг норвежской телекоммуникационной компании «Теленор», которую пытаются выдавить из совладельцев российского оператора сотовой связи "Вымпелкома".

Здесь норвежский гость открыто попросил поддержки правительства России в споре «Теленора» с «Альфа-Групп» из-за акций «Вымпелкома». Однако премьер Путин высказался против прямого вмешательства государства, что подтвердил и на заключительной пресс-конференции. Один из телевизионных журналистов из Норвегии задал по-русски и довольно жестко вопрос: «Господин Путин, просило ли правительство Норвегии помощи от вас? Вам не кажется, что происходящее вокруг акций «Теленора» в российском суде беспрецедентный случай? Справедлив ли отбор акций? И нет ли здесь коррупции?»

Пока шел перевод на норвежский, российский премьер, тихонько улыбаясь, предвкушал ответ. Но начал с вопроса: «Вы с государственного телевидения?» «Нет, из независимого», -- откликнулся журналист. Тут Владимир Путин с большим удовольствием рассказал, что его правительство тоже абсолютно независимо в споре «Теленора» с «Альфа-Групп», потому что не имеет ни одной акции в этом бизнесе. Кстати, в отличие от норвежского правительства, которое, по словам премьера России, владеет блокирующим пакетом «Теленора» в 29%. «У российского правительства в этой компании ("Вымпелком". -- Ред.) нет никакого интереса, мы не являемся акционерами этой компании, поэтому можем быть абсолютно нейтральными и независимыми», -- заявил он. И упрекнул норвежского журналиста в некорректности, сказав, что до решения суда есть такое понятие, как презумпция невиновности: «Поэтому ставить в публичном плане, в публичной плоскости вопрос о коррумпированности тех или иных официальных структур в данной ситуации нет основания».

Премьер России, конечно же, пообещал комфорт иностранным инвесторам, но только по законам РФ. Премьер Норвегии также сыграл в дипломатию, заявив: «Мы едины во мнении, что ответ за разрешение конфликта лежит на самих компаниях». Однако тут же заметил: «Нельзя допустить принудительной продажи акций «Теленора». До тех пор, пока этот вопрос не будет окончательно рассмотрен в российской судебной системе».

На том и разошлись. Правда, г-н Путин на всякий случай напутствовал весь российско-норвежский бизнес: «Не надо вставлять палки в колеса друг другу».

Собственно в энергетике партнерам удается реализовывать этот принцип весьма неплохо. Инвестиционное решение по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения, где норвежцы выступают нашими партнерами, будет подписано в марте 2010 года. Глава «Газпрома» Алексей Миллер прокомментировал будущее неблизкое решение: «Это не помешает реализации проекта в срок». Владимир Путин лишь анонсировал инвестиции масштабом в миллиарды долларов, не назвав даже приблизительных цифр -- кризис.

О нынешней особой экономической ситуации он говорил и в глобальном смысле, подчеркнув, что двусторонние отношения должны быть адаптированы под кризисные условия, а от того должны стать лишь теснее. Примером может служить далеко не самая простая сфера двусторонних отношений -- рыболовство. О намерении сотрудничать в этой сфере оба премьера говорили с не меньшей радостью, чем о конкурсе "Евровидение".

До встречи с Владимиром Путиным Йенс Столтенберг удостоился аудиенции президента Дмитрия Медведева. Г-н Медведев отметил, что Россия и Норвегия -- "северные, арктические страны, и от того, насколько мы будем проводить близкую, скоординированную позицию по вопросам освоения Арктики, зависит в целом развитие регионов". "Я считаю, что это тоже одно из очень важных направлений сотрудничества", -- сказал российский президент. Оно и понятно: Арктика богата природными ресурсами и в условиях сокращающихся мировых запасов становится своего рода стратегическим резервом.

Российский президент считает, что в целом за последнее время отношения между Россией и Норвегией развивались "очень неплохо". "Этот год не обещает быть совсем простым, но наши коллеги трудятся, не так давно состоялась очередная сессия межправительственной комиссии, и надеюсь, что это позволит выйти на новые экономические рубежи, несмотря на текущие экономические трудности", -- сказал г-н Медведев.

По данным российской стороны, за январь--февраль 2009 года товарооборот между Россией и Норвегией сократился на 36,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 237 млн долл. При этом российский экспорт сократился на 54%, составив 96 млн долл., а импорт -- на 13%, до 141 млн долл. В России зарегистрировано около 120 предприятий с участием норвежского капитала. Норвежский капитал осваивает главным образом северо-западные регионы России, особенно Мурманскую, Архангельскую, Ленинградскую области. Приоритетными сферами инвестиций являются промышленность, оптовая торговля, услуги, телекоммуникации и СМИ.

Вера КУЗНЕЦОВА