Время новостей
     N°83, 18 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2009
Вертикально интегрированный суд
КС окончательно утратит связь с 90-ми
Конституционный суд России может быть реформирован в самое ближайшее время. Как известно, соответствующие поправки в действующее законодательство внесены на днях президентом Дмитрием Медведевым на рассмотрение Государственной думы. Председатель нижней палаты Федерального Собрания Борис Грызлов уже заявил о том, что «предложенный президентом страны механизм соответствует мировой практике». Не приходится сомневаться в том, что абсолютно лояльный парламент примет инициированные главой государства поправки.

Главное новшество состоит в том, что реформа предполагает изменение принципа назначения главы Конституционного суда. Сейчас все 19 судей КС назначаются Советом Федерации по представлению президента страны, после чего судьи самостоятельно выбирают себе председателя тайным голосованием. Предложенный Дмитрием Медведевым законопроект предусматривает, что председатель КС также назначается сенатом по представлению главы государства. Ликвидируется должность секретаря КС, который руководит аппаратом суда, вместо нее вводится пост второго заместителя председателя. Судьи будут иметь право двумя третями состава отправить в отставку председателя и его заместителей, однако для запуска этой процедуры как минимум пятеро судей должны предъявить им претензии в неисполнении обязанностей и злоупотреблении правами. Кроме того, КС лишается права самостоятельно устанавливать численность аппарата и определять штатное расписание.

«Конституционный суд изначально задумывался как суд элитных правоведов, ученых, профессоров, который должен был быть выше всего, -- напомнил "Времени новостей" заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Поэтому КС сделали независимым даже по характеру избрания председателя».

В связи с этим в начале своей деятельности Конституционный суд имел большой политический вес -- достаточно вспомнить события 1993 года, когда в конфликте между президентом Борисом Ельциным и Верховным советом Конституционный суд выступил на стороне мятежного парламента. «Если быть точным, то тогда конституционные судьи пытались выступить в качестве посредников между сторонами конфликта, но это привело к расколу в самой их среде, -- напоминает Алексей Макаркин. -- После этого КС стал более осторожным».

По мнению эксперта, тогда же, во второй половине 90-х, КС стал постепенно утрачивать свое политическое влияние, поскольку утверждавший судей Совет Федерации был «губернаторским клубом, рубившим президентских кандидатов». В этих условиях верхней палате предлагали для утверждения не столь яркие, но компромиссные фигуры. Процесс пришел к своему логическому завершению в 2000-е, когда Совет Федерации, уже более лояльный, чем даже Госдума, готов поддержать любую инициативу или кандидатуру. «Сейчас КС по своему политическому влиянию уже приблизился к обычным судам», -- полагает г-н Макаркин. В этих условиях реформа качественно ничего не изменит, а скорее зафиксирует де-факто сложившееся положение.

Апологеты реформы ссылаются на соответствие этих новшеств нормам, существующим во многих других странах мира. По словам Бориса Грызлова, «предложенный президентом страны механизм соответствует мировой практике». Кроме того, председатели двух других высших судов России, Верховного и арбитражного, также назначаются Советом Федерации по представлению президента. Некоторым экспертам кажется логичным унифицировать процесс назначения председателей высших судов.

Тем не менее с этим согласны далеко не все аналитики. «Ссылка на мировую практику неуместна, -- утверждает вице-президент фонда ИНДЕМ Михаил Краснов. -- Сам Медведев год назад на одном из совещаний говорил, что нам надо делать суд независимым, а теперь делается шаг в противоположном направлении. Президент вправе предлагать кандидатуры судей, но не должностных лиц, то есть не может распределять должностные обязанности. Тем не менее он предлагает сразу и председателей, и их заместителей в Верховном и арбитражном суде, что является не совсем конституционной нормой. Специалисты предлагали и в этих судах ввести такой же порядок, как в КС, а сделали ровно наоборот».

Говоря о мировой практике, эксперт подчеркнул, что нельзя сравнивать только механизм назначения глав конституционных судов без учета разницы политических систем в целом. «Если даже в какой-то стране главу КС назначает президент, надо смотреть на систему в целом, -- отмечает Михаил Краснов. -- Например, это может быть парламентская республика, в которой у президента нет рычагов власти». Предлагаемые изменения г-н Краснов расценивает как «контрреформаторский шаг».

Впрочем, точка в деле о реформировании КС пока не поставлена: предложенный законопроект теоретически может поступить самим судьям на рассмотрение с точки зрения его конституционности. «Это возможно, но при одном условии: после 1993 года у суда отобрали возможности рассматривать дела по собственной инициативе, поэтому кто-то должен к ним обратиться», -- замечает Михаил Краснов.

По сведениям "Времени новостей", Конституционный суд, базирующийся теперь в Петербурге, может на одном из заседаний обсудить вопрос своего реформирования.

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Судебная реформа