|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Метро недосчиталось пассажиров
Но снижать цену проезда не будет
Финансовый кризис отразился на юбилее Московского метрополитена, начинающего 15 мая, ровно за год до круглой даты, отмечать свое 75-летие. 13 мая 1935 года Лазарь Каганович подписал приказ об открытии движения по линиям первой очереди метро в Москве, а через два дня была открыта первая ветка -- между «Парком культуры» и «Сокольниками». Вчера руководитель столичной подземки Дмитрий Гаев на пресс-конференции, открывающей праздничный год, был вынужден признать, что работники метрополитена в последнее время фиксируют беспрецедентное снижение пассажиропотока, а метростроевцы из-за недостатка средств вынуждены, как и в 90-е, сдвигать графики сдачи в эксплуатацию новых станций. Инвестиционная программа метро в этом году из-за падения доходов сокращена на треть -- с 9 до 6 млрд руб. В итоге накануне праздника г-ну Гаеву невольно пришлось уверять, что на качестве обслуживания пассажиров такой «секвестр» не скажется.
Сокращение пассажиропотока руководители метрополитена напрямую увязывают с кризисом и увольнениями. Количество поездок и, следовательно, оплаченных билетов стало сокращаться еще в конце прошлого года -- в итоге, как признал Дмитрий Гаев, подземка не вышла на плановый показатель по прибыли. При выручке более 30 млрд руб. в год транспортники рассчитывали в 2008-м на прибыль в 4 млрд. В реальности получилось около 1,5 млрд. В первые месяцы 2009-го тенденция сохранилась, и, как уже подсчитал г-н Гаев, с января по конец апреля предприятие недополучило около 1 млрд. «За первый квартал пассажиропоток снизился на 7% от уровня 2008 года, за апрель--май число поездок снизилось на 600--700 тыс. ежедневно», -- сетовал он. Глава метрополитена отметил, что столь существенного снижения потока пассажиров не наблюдалось «за всю послевоенную историю». По его словам, даже во времена шоковой терапии начала 90-х и дефолта 1998-го не происходило такого массового оттока клиентов из метро. Такое «системное» снижение числа пассажиров наблюдается впервые, утверждает г-н Гаев.
Но, даже теряя пассажиров, метрополитен будет добиваться сохранения «справедливой» цены на проезд, то есть тех тарифов, которые кажутся обоснованными и руководителям предприятия, и городским властям. Снижение цен Дмитрий Гаев, судя по его словам, считает бездумным популизмом. По его словам, работники метро не хотят «повторять урок» середины 90-х, когда заниженные тарифы множили финансовые проблемы подземки и нанесли существенный урон транспортной системе. Нынешние финансовые сложности тоже сказываются на темпах развития метрополитена. Как рассказал Дмитрий Гаев, две новые станции Люблинско-Дмитровской линии -- «Достоевская» и «Марьина роща» в общем и целом готовы, но ввести их в эксплуатацию в конце 2009 года, как планировалось ранее, не удастся. Из-за дефицита средств их открытие переносится на пять месяцев.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ