|
|
N°81, 14 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путин возвращается с добычей
Россия поможет Монголии освоить новые угольные и медные месторождения
Владимир Путин завершил свое трехдневное азиатское турне визитом в Монголию. Этот визит не просто дань уважения близким соседям и не просто акт поддержки действующего президента страны Намбарына Энхбаяра перед предстоящими 24 мая выборами. У российских компаний есть реальный интерес к этой стране, которая в свое время развивалась в основном благодаря гуманитарной помощи Советского Союза. И сейчас прежние заслуги могут сослужить добрую службу, особенно в сравнении с активно продвигающимися в Монголию Китаем и Южной Кореей. В частности, давние связи между РЖД и Улан-Баторской железной дорогой (монгольская железная дорога создавалась при прямом участии СССР и до сих пор эксплуатируется совместно) вылились в создание совместного предприятия для строительства дорожной инфраструктуры и освоения южных монгольских месторождений угля и меди.
О качестве двусторонних связей свидетельствует и такое обстоятельство: все три высших руководителя Монголии, с которыми вчера вел переговоры Владимир Путин -- президент Намбарын Энхбаяр, премьер-министр Санжагийн Баяр и председатель Высшего государственного хурала (он же -- парламент) Дамдины Дэмбэрел, получили высшее образование в Москве.
Основное внимание российский премьер-министр по должности должен уделять экономическим вопросам, что Владимир Путин и сделал. Но только сферы сотрудничества России и Монголии оказались настолько ограниченными, что официальным лицам постоянно приходилось повторяться. В ходе протокольного заявления во время переговоров правительственных делегаций сначала в узком, а затем в расширенном составе главы кабинетов министров обеих стран очертили круг взаимных интересов. Монгольский премьер подтвердил «приоритетное значение развития отношений и тесного сотрудничества на основе стратегического партнерства», которое должно быть наполнено «экономическим содержанием». Это содержание составляют разработка новых урановых месторождений, угольных копей, расширение сотрудничества в области ядерных технологий, сельского хозяйства. Г-н Баяр остался доволен опережающим намеченный график ростом товарооборота -- он составил 1,3 млрд долл. по итогам 2008 года (для сравнения: весь ВВП Монголии в прошлом году составлял 5,1 млрд долл.) -- и поддержал вступление России во Всемирную торговую организацию. В ответной речи Владимир Путин кратко обрисовал вышеперечисленные направления сотрудничества, причем буквально в тех же выражениях, что его монгольский коллега.
Чуть позже в присутствии премьеров были подписаны меморандумы о взаимопонимании между транспортными министерствами, о сотрудничестве между сельскохозяйственными ведомствами, о намерениях по подготовке специалистов по ядерным технологиям, о совместной эксплуатации авиалиний.
Самым важным итогом визита стало подписание договора о создании СП с участием монгольских компаний и ОАО «РЖД» для строительства дорог и дальнейшего освоения угольных и медных месторождений в Монголии. Как пояснил президент РЖД Владимир Якунин, на первом этапе будет создана компания с уставным капиталом 1 млн долл. при равном участии российской и монгольской сторон для технико-экономического обоснования разработок природных ресурсов. На втором этапе в уставный капитал будут внесены лицензии на разработку месторождений -- монголами и денежный эквивалент их стоимости -- россиянами. Ожидается, что общая стоимость проекта достигнет 7 млрд долл. Окончательный формат проекта и распределение полномочий еще обсуждаются. Глава РЖД напомнил, что ранее российская компания реструктуризировала монгольские долги и, имея 50% акций Улан-Баторской железной дороги, получила право ею управлять.
А Владимир Путин в заключительном слове, высоко оценив прогресс в отношениях и старания монгольской стороны по привлечению инвесторов, указал на некоторые недоработки -- в частности, на необходимость более лояльной тарифной политики монгольских железных дорог в отношении российского транзита в Юго-Восточную Азию.
Вечером российский премьер напутствовал в добрый путь международную экспедицию «По следам Великого шелкового пути» -- из Улан-Батора в Калмыкию северным путем на верблюдах и лошадях, идеологом и вдохновителем которой стал знаменитый российский путешественник Федор Конюхов. Г-н Конюхов в колоритном монгольском национальном халате дэли со свойственной ему приветливостью накоротке пообщался с г-ном Путиным и предложил ему присоединиться к экспедиции на Алтае.
Уже совсем в сумерках Владимир Путин возложил цветы к памятнику Георгию Жукову, которого в Монголии знают прежде всего как защитника Халхин-Гола. Кстати, в этом году исполняется 70 лет тем памятным событиям, и на празднование юбилея в августе в Монголии ждут президента России Дмитрия Медведева. Владимир Путин дал понять, что этот визит состоится.
На заключительной пресс-конференции российский премьер подвел итоги визитов в Японию и Монголию. Он, в частности, заявил, что «Росатом» в ближайшие недели может подписать соглашение с Монголией о создании СП по переработке ядерного топлива. Кроме того, по его словам, успешно завершился процесс вхождения госкорпорации "Ростехнологии" в крупнейшие российско-монгольские СП "Эрдэнет" и "Монголросцветмет".
Вопрос о перспективах заключения мирного договора с Японией российский премьер назвал политическим -- то есть относящимся к компетенции президента. В рамках же своей компетенции и сферы ответственности как премьер-министра Владимир Путин по-прежнему считает, что решить территориальный вопрос будет проще при хороших, дружеских торгово-экономических отношениях и тесных культурных связях. Ссылки японцев на договор ХIХ века о разделе Южных Курил Владимир Путин считает юридической уловкой: «Хороший юрист всегда найдет основания, это его работа». И напомнил, что мы следуем Сан-Францисскому мирному договору (мирный договор с Японией, подписанный 8 сентября 1951 года по инициативе США и Великобритании без привлечения других стран, участвовавших в войне с Японией) и со своей стороны считаем наши основания на обладание курильскими островами и заключение мирного договора с Японией «железобетонными».
Юлия МИРОНОВА, Улан-Батор