Эпопея с расследованием обстоятельств гибели ингушского оппозиционера Магомеда Евлоева, который
был застрелен 31 августа 2008 года в милицейской машине, принимает все более запутанный оборот. На прошлой неделе управление СКП по Ингушетии по требованию соратников убитого, называвших происшедшее открытой расправой властей с неугодным политиком, возбудило уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в отношении сотрудников милиции, задерживавших оппозиционера в аэропорту Магаса. Таким образом, наконец процессуально была поставлена под сомнение первоначальная официальная версия, согласно которой Магомед Евлоев погиб от случайного выстрела по пути на допрос. По крайней мере был признан факт того, что роковой выстрел даже если и был случайным, но произошел в результате незаконных действий правоохранителей. Однако на днях прокуратура Ингушетии постановление СКП о возбуждении дела по этому поводу отменила.
Объяснили это решение формальными причинами. Но представители Магомеда Евлоева уверены, что таким образом прокуратура просто саботирует расследование, грозящее многим ингушским чинам неприятностями. В связи с этим они сегодня намерены обжаловать действия прокуратуры Ингушетии.
Как уже сообщала газета «Время новостей», 11 марта 2009 года СКП по Ингушетии возбудил дело о «злоупотреблении должностными полномочиями» сотрудниками милиции. Они 31 августа 2008 года задержали владельца оппозиционного интернет-сайта «Ингушетия.ру» прямо у трапа самолета, на котором он прилетел в республику. Задерживали его якобы для доставки на допрос в качестве свидетеля. Но по дороге к следователю, находясь в милицейской машине, г-н Евлоев был застрелен при загадочных обстоятельствах.
Помимо заявления отца Магомеда Евлоева поводом для возбуждения уголовного дела стало решение Верховного суда Ингушетии, который в январе этого года признал, что оппозиционер был задержан незаконно. Кроме того, следователь ГОВД Назрани Джамбулат Шанхоев, подписавший постановление о приводе г-на Евлоева на допрос, в феврале публично признал, что документ был подписан уже после его смерти, заявив, что инициатива задержания погибшего исходила от начальника ГОВД Назрани Ахмеда Котиева.
Тем не менее 13 марта прокуратура Ингушетии постановление СКП отменила, посчитав, что оно необоснованное и преждевременное ввиду того, что доследственная проверка по делу была проведена якобы не должным образом и не в полном объеме. Зампрокурора республики Сергей Жилин при этом отметил, что после дополнительной проверки будет принято повторное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. В прокуратуре также пояснили, что «неполной» проверку они признали потому, что следователь в постановлении не указал, кто конкретно подозревается в незаконном задержании г-на Евлоева, указав лишь абстрактных «сотрудников МВД».
С решением прокуратуры категорически не согласился Муса Плиев, который раньше был адвокатом семьи Евлоевых, а сейчас занимает пост помощника президента Ингушетии. По его мнению, прокуратура сознательно саботирует уголовное дело и, несмотря на все законные основания для его возбуждения и расследования, всячески этому препятствует. Г-н Плиев подчеркнул, что следователь в постановлении не обязан был указывать конкретных лиц, совершивших преступление, -- для их определения и должно проводиться расследование, тем более что в приводе г-на Евлоева участвовало много людей. Он также напомнил, что для возбуждения дела по закону достаточно иметь лишь факт совершения преступления, и ранее он был подтвержден судом. Представитель семьи Евлоевых собирается уже сегодня обжаловать решение прокуроров в суде и Генпрокуратуре.
Напомним, что, по официальной версии, 36-летний адвокат и оппозиционер Магомед Евлоев был убит случайным выстрелом в висок из пистолета однофамильца Ибрагима Евлоева -- начальника охраны бывшего главы МВД Ингушетии Мусы Медова. Это произошло в тот момент, когда Магомед Евлоев, находясь в милицейской машине, якобы попытался отобрать автомат у одного из милиционеров. В завязавшейся борьбе, в которой принимал участие и глава охраны министра, якобы и грянул случайный выстрел. При этом родственники и сторонники оппозиционера не сомневаются, что имело место спланированное убийство, организованное тогдашними властями республики, недовольными жесткой критикой в свой адрес.
Сразу после гибели г-на Евлоева его родственники объявили кровную месть тогдашним президенту республики Мурату Зязикову, министру МВД Мусе Медову и еще более десяти человек, по версии родственников, причастных к преступлению. Кроме того, потерпевшая сторона с самого начала расследования настаивала, что задержание оппозиционера было незаконным. По закону принудительная доставка свидетеля на допрос применяется, только если свидетель неоднократно и без уважительной причины игнорирует повестки следователя. Магомеда Евлоева же, как выяснилось, вызывали к следователю лишь раз, и о своей неявке по уважительной причине он предупредил заранее.
В результате против Ибрагима Евлоева было возбуждено уголовное дело лишь о «непредумышленном убийстве». Это вызвало бурные протесты со стороны потерпевших, которые пока безуспешно добиваются, чтобы дело было квалифицировано как «убийство». Судебный процесс против Ибрагима Евлоева начался в Назрановском суде 19 марта и проходит без подсудимого.