Сегодня с трехдневным государственным визитом в Москву прибывает президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. Официальная программа визита столь высокого протокольного уровня начнется завтра в Георгиевском зале Кремля, где туркменского гостя будет встречать президент России Дмитрий Медведев. Затем они перейдут для беседы в узком составе в Зеленую гостиную, после чего российско-туркменские переговоры продолжатся в расширенном составе. Завершением кремлевского раунда встречи станут заявления для прессы, которые сделают два президента. Вопросы журналистов не предусматриваются -- по кремлевской традиции это означает, что таким было пожелание гостя.
А сегодня Бердымухамедова ждет встреча с Медведевым в загородной резиденции в Барвихе. В программе визита никак не обозначена так называемая женская программа, хотя ранг государственного визита главы государства, как правило, предусматривает, что его сопровождает супруга. Очевидно, что и в этот раз публика ничего не узнает о первой леди Туркмении -- в этой стране семейная жизнь лидера со времен Туркменбаши представляет такую же государственную тайну, как и запасы газовых месторождений. В четверг, 26 марта, Бердымухамедов отправится в Санкт-Петербург, поскольку формат государственного визита предусматривает посещение кроме столицы как минимум еще одного города.
Ранее в ходе работы российско-туркменской межправительственной комиссии в Ашхабаде ее сопредседатель, первый вице-премьер Виктор Зубков анонсировал подписание в ходе нынешнего визита двух, по его словам, «почти готовых» соглашений -- о взаимном признании документов об образовании и об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения между Россией и Туркменией через каспийские порты Махачкала и Туркменбаши (бывший Красноводск). Выступая вчера в Москве на открытии первого российско-туркменского экономического форума, вице-премьер заявил, что, «учитывая возрастающий уровень и масштабы межгосударственного делового сотрудничества, кардинального решения требуют визовые проблемы». Он пояснил, что «необходимо как можно скорее добиваться упрощения визового режима с перспективой его полной отмены».
Выраженное г-ном Зубковым мнение кажется весьма неожиданным, если не сказать смелым, предложением. Введение визового режима в отношениях между Россией и Туркменией было инициировано Ашхабадом в 1999 году, это было свидетельство изоляционистской политики, осуществлявшейся по отношению к СНГ покойным Туркменбаши. Следующим таким шагом была односторонняя денонсация Ашхабадом российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве в апреле 2003 года. МИД России не признал тогда законным этот шаг и заявил, что продолжает считать соглашение действующим. Заявление МИДа шестилетней давности было, пожалуй, последним российским демаршем в адрес туркменского руководства, в котором Москва публично проявляла свое недовольство гуманитарными аспектами сотрудничества с Ашхабадом.
Говоря о необходимости упрощения и отмены визового режима, Виктор Зубков обосновывал его интересами бизнеса. Сегодня трудно говорить о нормальном деловом сотрудничестве со страной, куда получить въездную визу даже средней руки российскому бизнесмену так же «просто», как когда-то советскому человеку -- отдохнуть на Лазурном берегу. Но если Ашхабад пойдет навстречу пожеланиям Москвы в визовом вопросе, это может оказаться реальным шагом к постепенному открытию страны внешнему миру. Ведь трудно себе представить, что туркменские власти могут запретить подавляющему количеству россиян, купивших билет на самолет до Ашхабада и рискнувших прибыть туда, увидеть красоты этой прекрасной страны. Не отправлять же их без всяких объяснений назад...
Пока же, как сказано в опубликованном 19 марта заявлении правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» по результатам рассмотрения Советом ООН по правам человека в Женеве ситуации в Туркмении, эта страна «остается одним из самых репрессивных государств мира». По итогам первого раунда обсуждения в декабре 2008 года, говорится в заявлении, «Ашхабад отверг целый ряд рекомендаций, включая освобождение политзаключенных и начало общенационального пересмотра политических дел прошлых лет».
Накануне визита президента Бердымухамедова в Москву российское движение «За права человека» обратилось к президенту России в защиту прав российского гражданина, экс-главы МИД Туркмении
Бориса Шихмурадова, осужденного в декабре 2002 года на пожизненное заключение по обвинению в «покушении» на Туркменбаши. К обращению прилагается письмо жены экс-министра Татьяны Шихмурадовой к Дмитрию Медведеву. Она «убедительно просит оказать содействие в получении сведений о муже», уже шесть с лишним лет «не имеющем никакой связи с внешним миром».
Сегодня движение «За права человека» у здания МИДа на Смоленской площади в Москве проводит пикет «В защиту соотечественников-россиян в Туркмении». Правозащитники, в частности, хотят обратить внимание на отказ властей этой страны выдавать новые загранпаспорта обладателям двойного российско-туркменского гражданства.