|
|
N°48, 24 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баланчин с начинкой
Завершился IX международный фестиваль балета «Мариинский»
Фестиваль, начавшийся праздником, каковым для артистов и публики стала премьера «Конька-Горбунка» в постановке Алексея Ратманского (см. «Время новостей» от 17 марта), кончился если не за упокой, то буднично -- гала-концертом. Прошлогодний отчет о таком же гала я назвал «Слоеный пирог», нынче снова трудно удержаться от кондитерского сравнения: образовалась своего рода кулебяка, где между нижним и верхним слоями теста поместили разнообразные фарши.
Роль теста выполнил Джордж Баланчин. В первом отделении давали Who cares? на музыку Гершвина (это одна из многочисленных рефлексий Баланчина на Америку) в исполнении артистов Новосибирского балета под водительством их нынешнего худрука Игоря Зеленского.
Довелось услышать суждение одного из главных отечественных балетных стилистов: «Это не Баланчин!» -- мол, нет у них нужных ног. Ну да, в новосибирский кордебалет попадают люди, у которых данные поскромнее, чем у тех, кого берут в «Дом Баланчина» -- New-York City Ballet или Мариинку. И, конечно, этому Who cares? далеко до, например, «Симфонии Запада» в аутентичном, технически совершенном нью-йоркском исполнении, которая буквально ошеломила здесь же, в Мариинском театре, на гастролях NCB шесть лет назад. Но сибирские артисты танцуют придуманный Баланчиным развеселый гибрид классики и мюзик-холла азартно, с настоящим драйвом. Заставив вспомнить «Бриллианты» Баланчина, которыми тремя днями прежде открывался вечер Ульяны Лопаткиной. Эта партия, как и Одетта-Одиллия, -- одно из лучших созданий выдающейся балерины. Но если год назад на фестивальном «Лебедином озере» еще можно было горевать об опустевшей изумительной форме, об исчезнувшем чуде, то нынче и тех эмоций не осталось, а просто скука.
Как уныло прошли «Бриллианты», так бодро -- «Тема с вариациями», составившая третье отделение гала-концерта. После второго -- дивертисмента -- звездолюбивый зритель рассосался, и начался просто хороший театр. Молодым Алине Сомовой и Владимиру Шклярову, слава богу, не надо блюсти собственное величие (за отсутствием такового), им еще нравится танцевать. И балет, с которого 20 лет назад здесь стартовало освоение наследия Баланчина, задышал. Даром что это сочинение, как и «Бриллианты», -- рефлексия хореографа на свою alma mater, холодный величественный русский императорский балет, и сделать его живым потруднее, чем рубиться под Гершвина. Но Сомова чеканила дивные арабески, демонстрируя отнюдь не собственную красоту, а красоту текста, и Шкляров показывал не то, как умеет прыгать и вращаться, но аристократический порядок виртуозных комбинаций.
Все это отчасти сгладило ощущение некоторой усталости не только самого жанра «гала-концерт», но и проекта «Фестиваль «Мариинский» в целом.
Начинкой в пирог напихали всякой всячины. Отличная балерина Виктория Терешкина в знаменитом дуэте из «Манон» Макмиллана, непременном во всех гала (ее партнером был Марсело Гомес из American Ballet Theatre), своей серьезностью и самоотдачей скрасила эту в общем-то довольно плоскую хореографию. Обаятельный виртуоз Михаил Лобухин вышел в «конкурсном» pas de deux из «Пламени Парижа», как в прошлом году -- в таком же pas de deux из «Талисмана»: найди десять отличий. Зато у другого обаятельного виртуоза Анхела Корейя эти отличия бросались в глаза: крепко всем полюбившийся на прежнем фестивале сейчас, в дежурном pas de deux из «Дон Кихота» (с лучезарной Евгенией Образцовой, одной из самых обаятельных мариинских балерин), Корейя и танцевал дежурно, как работают звезды, летая с одного шоу на другое. Да еще и с помарками.
Среди начинок случился кусочек теста -- «Тарантелла» опять-таки Баланчина, этот бравурный номер на музыку Готтшалька давно освоили в Большом театре, теперь и в Мариинском за него взялись Леонид Сарафанов и Надежда Гончар. Тесту еще предстоит как следует пропечься.
Однако достаточно было перед началом концерта увидеть, как капельдинерши тащат гигантские корзины роз, чтобы понять, какого изюму в этом пироге на самом деле жаждет публика. В программе принимали участие Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.
Вишнева вместе с еще одной суперзвездой -- Владимиром Малаховым выбрала дуэт на музыку второй части 23-го Фортепианного концерта Моцарта из Le Park Анжелена Прельжокажа. Балет поставлен в Парижской опере 15 лет назад, но в исполнении этих артистов не выглядел устаревшим. И вечер из трех одноактовок «Диана Вишнева: красота в движении», впервые в Петербурге показанный на фестивале, и дуэт Прельжокажа вызывают желание предпослать тому, что сейчас делает балерина, эпиграф из Пушкина: «Я понять тебя хочу. Смысла я в тебе ищу...» Ищет она поразительно самоотверженно. В Le Park прекрасная женщина с трагическим лицом очень откровенно и обреченно льнет к аутичному мужчине, который вяловато откликается, пока наконец она не обхватит руками его шею, не вопьется губами в его губы, он закружится, подняв ее тело на воздух центробежным взлетом... И в этих «турах в поцелуе», и во всем остальном восьмиминутном номере каким-то загадочным (как всегда и бывает) образом растворяется современность. Чувствуешь: Вишнева и Малахов живут в том же мире, где одновременно с ними в драматическом театре работают режиссеры Люк Персеваль и Михаэль Тальхаймер, в кино -- Ларс фон Триер, в литературе -- Людмила Петрушевская.
Ну вот. А еще десять лет назад немец Кристиан Шпук поставил в Штутгартском балете такую штуку, называется «Большое па-де-де». Под музыку Россини. Это карикатура на пару самодовольных этуалей, которые пытаются оттеснить друг друга с авансцены и перетянуть одеяло на себя. Грубый и не слишком изобретательный капустник на один раз. Но на один раз не вышло -- оказалось, что балетным людям хочется над собой не иронизировать, а ржать. И штуку стали плясать все и везде.
Наконец дошла гиря до полу, а очередь -- до Ульяны Лопаткиной. Она изображала это Grand Pas de deux в своих концертах в Москве, а теперь вместе с Игорем Колбом явила его на сцене Мариинского театра. Много лет ее называли «божественной» и увенчивали соответствующими титулами, а она в ответ утверждала: нет, я самая обыкновенная девушка. И, видимо, наконец решила окончательно и бесповоротно доказать, что никакая она не божественная. Если таково в самом деле было намерение -- можно поздравить: получилось.
Что ж, как некогда в конце карьеры Алла Осипенко пришла к Борису Эйфману, не исключено, что, уйдя на пенсию, Ульяна Лопаткина сможет найти себя в Мужском балете Валерия Михайловского, специализирующемся на таких пародиях. Хотя есть и другой путь -- например, Ирма Ниорадзе, которая старше Лопаткиной лет на семь, и в прошлом году, и в этом танцевала в гала «Лебедя» Фокина: сей номер, как показал опыт Майи Плисецкой, практически не имеет возрастных ограничений.
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург