«У Генеральной прокуратуры есть все возможности для того, чтобы справиться с новыми задачами», -- заявил, встречаясь вчера с журналистами, глава этого ведомства Юрий Чайка. Говоря о «новых задачах», генпрокурор, вероятнее всего, имел в виду свежую законодательную инициативу президента. В начале недели Дмитрий Медведев представил на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому прокуроры получают право обращаться в суд с заявлениями в защиту социальных прав граждан: на пенсионное обеспечение, охрану здоровья, медпомощь, образование, благоприятную окружающую среду, а также на жилище в государственном и муниципальном фондах и т.д. Поскольку г-н Медведев призвал законодателей «в ускоренном порядке» принимать законы, имеющие отношение к судебной реформе, можно ожидать, что внесенные президентом поправки в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса, дойдут до первого чтения в течение ближайших недель.
Поправка касается права прокурора инициировать судебные процессы по жалобе работников, чьи трудовые права были ущемлены, что особенно актуально в нынешние кризисные времена -- об этом президент говорил и на встрече с генпрокурором Чайкой, и встречаясь с лидером Федерации независимых профсоюзов Михаилом Шмаковым. «Сегодня ГПК (Гражданский процессуальный
кодекс. --
Ред.). при его последнем изменении несколько ослабил роль прокуратуры, лишив ее прямой возможности выступать истцом в суде», -- посетовал г-н Шмаков. «Те предложения, которые сегодня сформулированы и находятся на рассмотрении в Государственной думе, по ст. 45 ГПК как раз направлены на то, чтобы вновь вернуть прокуратуре ее настоящую роль, -- заметил в ответ президент, -- чтобы она действительно могла в силу обстоятельств, когда человек, работник или трудовой коллектив не в состоянии в полном объеме отстоять свои интересы, чтобы прокуратура могла встать на их защиту».
Впрочем, те, кого введение новых норм коснется прежде всего (юристы), довольно сдержанно оценивают грядущее расширение полномочий прокуратуры. «Надо учитывать тот факт, что прокурорские работники практически всегда на 100% криминалисты, а не цивилисты, т.е. они разбираются в уголовном праве и не разбираются в таких сферах, как гражданское, финансовое, трудовое право, а в этих сферах и происходит больше всего нарушений», -- заявил «Времени новостей» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. Вопросы гражданского процесса на длительное время вообще выпали из поля зрения прокуратуры, подчеркивает юрист: «При всем желании прокурорские работники просто не умеют вмешиваться в такие дела, т.к. абсолютно в этом не разбираются». Впрочем, замечает г-н Маркелов, если власть действительно поставила одной из целей судебной реформы превращение прокуратуры в независимый орган, то, безусловно, нужно усиливать влияние прокурорских работников на сферу гражданских отношений.
«Безусловно, необходимо, чтобы прокуроры защищали права граждан путем обращения в суд. Но этого явно недостаточно, -- так прокомментировал «Времени новостей» президентскую инициативу представитель Федеральной палаты адвокатов в высших судах РФ Юрий Костанов. -- Надеюсь, что президент не остановится на этом шаге. На наш взгляд, необходимо не только придать прокурору право по отстаиванию социальных прав граждан, но также восстановить прокурорский надзор за предварительным следствием, потому что граждане страдают от того, что следователи у нас стали безнадзорными».
Поправки в Гражданский процессуальный кодекс, внесенные президентом, лишь первое дошедшее до законодательной стадии поручение главы государства из числа тех, которые были сформулированы главой государства
по итогам VII Всероссийского съезда судей, состоявшегося в начале декабря прошлого года. Одно из таких поручений, о которых шла речь в том числе на встрече Дмитрия Медведева с Юрием Чайкой, -- создание государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам на всей территории страны. Эта система должна заработать в 2010 году, но законодательную базу для нее необходимо создать уже сейчас.
Помимо гражданского законодательства (которое, в частности, предполагается обогатить процедурой досудебного рассмотрения споров) в ближайшее время реформа должна затронуть и законодательство уголовное. Процессуальные нормы необходимо «поправить» в той части, которая касается расширения применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Кроме того, президент поручил законодателям не затягивать с реализацией постановления Конституционного суда о том, что порядок возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями судей, должен быть закреплен в соответствующем законе. И наконец, реформе должна быть подвергнута сама судебная сфера: «в ускоренном порядке» необходимо принять закон о судоустройстве, новую редакцию кодекса судейской этики, а также создать единый дисциплинарный орган -- некий третейский суд для судей. «Общую направленность этих инициатив можно только поддерживать, но у нас, к сожалению, уже неоднократно за последние пять лет имели место попытки реформирования правовых институтов, которые не привели ни к каким результатам, -- замечает по этому поводу Станислав Маркелов. -- Можно вспомнить и историю реформирования системы исполнения наказаний, и системы исполнения судебных решений. По этой динамике, к сожалению, можно прогнозировать, что такие же благие начинания по оказанию юридической помощи необеспеченным слоям населения и вмешательства прокуратуры в гражданское производство будут столь же низкопродуктивны».