|
|
N°2, 13 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейские солдаты летать не могут
Военно-транспортный проект буксует
Европейский аэрокосмический концерн EADS испытывает серьезные трудности в разработке военно-транспортного самолета A400M, предназначенного для бундесвера и других европейских армий. Поставка первых машин этого типа, как сообщила Financial Times Deutschland (FTD), откладывается «на несколько лет». Плохие новости из Оттобрунна под Мюнхеном, где расположена штаб-квартира концерна, стали полной неожиданностью. В последние месяцы складывалось впечатление, что этот европейский авиастроитель справился с обрушившимися на него бедами в связи с производством аэробуса-гиганта А380. За прошлый год EADS успешно решил поставленную перед самим собой амбициозную задачу -- 12 самолетов этого типа было отправлено заказчикам.
Новый год начался для EADS с классического фальстарта: концерну предстоит пересмотреть заключенный контракт на поставку 180 самолетов А400М общей стоимостью 20 млрд евро. Главная техническая проблема новой транспортной машины связана с двигателем. По новым данным, готовящийся к производству военный самолет оказался не в состоянии поднимать в воздух и транспортировать обещанные 32 т полезного груза. По версии конструкторов, теперь речь сможет идти лишь о 29--30 т. Кроме того, сам самолет оказался на целых 12 т тяжелее, чем предполагалось. Так что его создателям придется подумать, как снизить вес машины. «Вся программа вышла из своих границ», -- такое высказывание одного из менеджеров проекта А400М приводит газета.
Как официально сообщил концерн, в конце недели пройдет обсуждение нового плана поставки и модификаций оборудования самолета с организацией OCCAR, через которую министерства обороны шести европейских государств (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании и Бельгии) осуществляют совместные программы по закупке вооружений. По новому производственному графику EADS между первым полетом А400М и началом поставки машин заказчику должно пройти около трех лет. При этом срок первого полета не назван. Однако уже сегодня проект почти на год отстает от графика. Эксперты отрасли считают, что передача первых военно-транспортных самолетов начнется примерно с 2013 года вместо 2009-го, как предполагалось.
По поводу финансовых последствий этих производственных пертурбаций единого мнения не существует. До сих пор официально речь шла об убытках по программе создания А400М на 2 млрд евро. Теперь, считают эксперты, расходы на конструирование машины, которые в первоначальном варианте составляли 3,3 млрд евро, могут вырасти вдвое. Каждый месяц просрочки обходится почти в 200 млн евро.
Руководители же OCCAR не выражают большого оптимизма в связи с новыми планами EADS. Теоретически срыв поставок может стать причиной для расторжения многомиллиардного контракта и исков на многие сотни миллионов евро. Тем не менее, как отмечает FTD, ожидать полного отказа заказчика от проекта A400M нереально. Скорее всего, нынешнее обсуждение создавшегося положения перерастет в споры на различных уровнях. Но единого взгляда на ситуацию вокруг проекта военно-транспортного самолета нет: так, французы дают понять, что готовы к «компромиссному решению», а Германия, крупнейший заявленный покупатель самолета, настаивает на строгом соблюдении подписанных контрактов.
Сообщение из штаб-квартиры EADS разочаровало инвесторов. Вчера в течение дня котировки акций концерна потеряли 3%, упав до 13 евро. В течение последних двух лет их стоимость снизилась почти вдвое.
Юрий ШПАКОВ, Берлин